Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru

Другие новости








07.10.2003

Имидж - все
Создатели социальной рекламы предложили сформировать национальную идею.

Союз создателей социальной рекламы представил на российской конференции Всемирного экономического форума исследование, посвященное самоидентификации современного российского общества. По мнению его организаторов, полученные результаты могут быть полезны для формирования национальной идеи. Которая, в свою очередь, позволит получать от государства выгодные заказы на ее продвижение.

- Речь идет о понимании того, что сейчас представляет собой Россия и куда она идет, - говорит президент союза Дмитрий Коробков. - России необходима новая идеология. Я уверен, что национальная идея помогла бы и в удвоении ВВП, и при решении других вопросов - об этом свидетельствует опыт множества развитых стран. Институтом, который сформирует эту идею, должно стать государство.

Обычно считается, что в цивилизованном мире все обстоит ровным счетом наоборот: общество формирует задачи для государства, а оно их решает по мере сил. Но общество у нас не может выступать заказчиком социальной рекламы. Поэтому именно государству предложена формула, которая должна ему понравиться: "Формирующееся национальное самосознание россиян характеризуется стремлением к предпринимательской и личной свободе, основанной на нравственных ценностях, и убеждением в необходимости сильной власти". А чтобы оно, государство, окончательно убедилось в необходимости продвигать национальную идею, ему предложены убедительные социологические выкладки, подготовленные на основе опроса известной компанией Romir Monitoring.

Михаил Тарусин, руководитель департамента социально-политических исследований этой компании, пояснил "Известиям" -- вывод о стремлении к предпринимательству был сделан на основе того, что более 70 процентов россиян положительно относятся к малому и среднему бизнесу. Что касается личной свободы, под которой подразумевается свобода слова, мнения, предпринимательства, то среди ценностей россиян она стоит на первом месте. Правда, при этом среди ценностей, которые должно пропагандировать государство, россияне в первую очередь называют нравственные ценности. Необходимость сильной власти подтверждается тем, что первые три места народной любви делят Петр I, Екатерина II и Иван Грозный.

Однако национальная идея невозможна без создания положительного образа России - сначала в глазах самих россиян, а потом и жителей других стран. Пока же дела с этим обстоят неважно. Четверть опрошенных заявили, что России гордиться нечем. Чертами, свойственными русскому национальному характеру, большинство респондентов назвали широту души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование, низкую культуру и религиозность.

Изменение представления россиян о стране и о самих себе тоже входит, по мнению Коробкова, в задачи государства.

- По телевизору люди сегодня смотрят в основном три типа передач: криминальные программы, игры на деньги и сериалы, как правило, тоже на криминальную тему. Так и складывается образ России. Я с трудом представляю себе, как можно изменить отношение к стране без позитивного импульса со стороны государства.

Однако три четверти опрошенных россиян недовольны тем, как государство объясняет населению свою политику.

Коробков предлагает выделить темы, приоритетные для государства, - например, реформу ЖКХ - и разъяснять их суть всеми способами - от социальной рекламы до внедрения этих тем в сериалы.

Сергей Туманов, директор Центра социологических исследований МГУ: Чтобы создать национальную идею, нужно чувствовать народ

- У нас действительно нет национальной идеи?

- Сегодня нет, это точно.

- А зачем она вообще нужна?

- Это хороший способ сплотить людей для решения глобальной задачи. Скажем, "американская мечта", то есть представление, что любой чистильщик обуви может стать миллионером, способствует социальной мобильности. К тому же человек, находящийся внизу, готов терпеть, потому что у него есть перспектива.

- Можно ли внедрить национальную идею "сверху"?

- Были такие опыты, до определенной степени удачные. Скажем, лозунг "Самодержавие, православие, народность" пошел сверху, но он был отражением достаточно типичных взглядов. "Вечный рейх" - это тоже национальная идея, и немцы несли ее больше 20 лет. В первые годы СССР существовала идея освобождения человечества, ради чего люди были готовы на ежедневный тяжелый труд, за который и денег не платят. Много примеров, когда национальная идея складывалась стихийно, а элита эту потребность народа подхватывала.

- Можно ли сесть и по заказу создать национальную идею?

- Организаций, которые просили на это деньги, было у нас достаточно. По слухам, Ельцин поручил разработать национальную идею одному умному человеку... Что из этого вышло?.. Если специалисты по рекламе думают, что они в состоянии выдумать национальную идею, то можно позавидовать их оптимизму. Потому что одно дело - технологии раскручивания и совсем другое - понимание того, что народу нужно. Национальная идея - это всегда какой-то образ. "Мир хижинам, война дворцам". Чтобы создать ее, надо чувствовать народ. Обычно это лучше удается писателям, поэтам или политикам - настоящим, которые становятся политиками, потому что чувствуют, что нужно людям. А таких у нас и нет - ни писателей, ни политиков...

_________

Источник - Наталья Коныгина, "Известия"
Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку