Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru

Другие новости








18.09.2003

Из рекламы уберут голых людей
Вчера в Москве впервые собрался координационный совет по совершенствованию законодательства о рекламе при Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Итогом работы совета станет новый закон о рекламе.

Недавно образованный координационный совет при МАПе провел вчера первое обсуждение рекомендаций законодателям, которые разрабатывают новый российский закон о рекламе. Существующие нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России, давно нуждаются в изменении. Это понимают и «теоретики» из российского парламента, и исполнительная власть, и практики рекламного рынка. Новый закон о рекламе может быть принят уже в 2004 году, сразу после парламентских и президентских выборов. Он необходим для того, чтобы четко прописать нормы корректности и добросовестности и убрать «пошлую» рекламу из СМИ.

В России реклама регулируется Федеральным законом «О рекламе», который был подписан президентом Ельциным ещё 18 июля 1995 года и с незначительными поправками действует по сей день. Кроме него, рекламную деятельность регулирует Российский рекламный кодекс, сформированный на базе Международного кодекса рекламной деятельности Международной торговой палаты. Этот кодекс содержит требования по пристойности, честности, достоверности и корректности рекламы, а также ответственности за клевету и вред, нанесённый деловой репутации недобросовестной рекламой.

Среди людей, профессионально занимающихся рекламой, давно созрело понимание того факта, что существующий закон отстал от жизни. «Закон о рекламе был принят восемь лет назад, – прокомментировал для RBC daily президент Российской Ассоциации рекламных агентств Владимир Евстафьев. – За это время экономические реалии в стране сильно изменились. Необходим новый закон, который отражал бы произошедшие изменения в стране». В существующем Законе «О рекламе» есть множество нечетких положений, которые затрудняют рекламную деятельность. Например, запрещено использовать детские образы для рекламы «взрослых» товаров. «Это значит, что мы не можем показать дочку, которая пришла с мамой за покупками в магазин, чтобы купить какой-нибудь стиральный порошок – ведь это не детский товар. Или показать мальчика, который убирается с папой в квартире, используя какой-нибудь гель. Это же абсурд», – говорит Владимир Евстафьев. Кроме того, при рекламе сигарет невозможно использование образов людей моложе 35 лет. «Здесь тоже была накладка, – комментирует Владимир Евстафьев. – "Ява" использовала в своей рекламной кампании образ Мэрилин Монро. Она умерла, не достигнув 35 лет. И как быть с этим казусом? Её тоже нельзя использовать в рекламе?» При рекламе финансовых институтов необходимо полностью указывать реквизиты организации, номер её лицензии и много другой ненужной потенциальным клиентам информации. Все эти проблемы рекламщики готовы решить, предложив дополнения и изменения в законы.

Именно поэтому профессиональные рекламщики ещё в начале 2003 года выступили с инициативой создания какого-либо органа, который вплотную занялся бы выработкой положений нового закона о рекламе. Данную инициативу поддержали законодатели: весной была организована совместная комиссия Совета Федерации, Государственной думы, при участии Российской Ассоциации рекламных агентств (РАРА) и других производителей рекламы, которая начала разработку текста нового закона. Важно отметить тот факт, что комиссия сумела договориться с сенаторами и депутатами Госдумы о том, чтобы все поправки, возникающие у законодателей относительно закона о рекламе, направлялись непосредственно в комиссию, а не обнародовались публично. Это должно ускорить выработку текста нового закона и исключить прежние ошибки.

Теперь к формированию нового рекламного законодательства подключается и исполнительная власть в лице МАПа. И хотя созданный только что координационный комитет, собравшийся во вторник на своё первое заседание, формально имеет лишь консультативный характер (он вырабатывает «рекомендации» по совершенствованию рекламного законодательства РФ), именно через него правительство и будет влиять на разработку нового закона о рекламе. В частности, МАП очень хочет решить ставшую очевидной в этом году проблему слишком откровенной телевизионной рекламы.

Стоить отметить, что существует и немаловажный внешнеполитический момент, который заставляет форсировать разработку и принятие нового российского закона о рекламе. В данный момент все «рекламщики» Европы с нетерпением ждут обнародования последней редакции закона Европейского Союза о регулировании рекламы. Она ожидается не раньше конца нынешнего года. Пока известно лишь то, что закон в новой редакции будет гораздо жёстче относиться к демонстрации обнажённых тел. «Как цивилизованная страна, мы будем обязаны следовать этому канону и соответствующим образом изменить наши законы о рекламе, – говорит Владимир Евстафьев. На основании нового закона, например, никогда не сможет появиться реклама, подобная роликам пива "Тинькофф"». Россия – не единственная страна, которая добровольно приводит стандарты своего рекламного рынка в соответствие с общемировыми тенденциями. Так, в минувшую субботу бразильский Национальный совет по регулированию рекламы опубликовал список этических норм для бразильских производителей рекламы. Теперь любая реклама спиртных напитков, в которой принимают участие профессиональные или непрофессиональные актёры моложе 25 лет, будет запрещена. Кроме того, любое использование мультипликационных или кукольных персонажей в рекламе алкоголя также запрещается, дабы не привлекать к роликам внимание детей. Нельзя будет использовать любые иллюстрации, фотографии или коллажи, изображающие спиртное. Запрещено и использование в рекламе своеобразных звуков переливаемых спиртных напитков. Помимо алкоголя, под запрет попало использование в рекламе любых материалов эротического содержания.

Что касается нового российского закона о рекламе, то можно констатировать, что для его принятия сложилась атмосфера «наибольшего благоприятствования». В его необходимости убеждены как «практики», непосредственно занимающиеся рекламой, так и все те, от кого зависит разработка и принятие нового закона. Для «рекламщиков» новые правила игры должны устранить целый ряд несоответствий и анахронизмов в существующих законах, которые регулируют рекламную деятельность. Для законодательной власти принятие нового закона о рекламе и выработка новых, более жёстких этических норм (прежде всего в отношении эротики) – это ответ на появившееся в последнее время недовольство целым рядом рекламных кампаний, которые обвинялись в безнравственности и пошлости (пиво «Тинькофф», мороженое «Алиби», жевательные леденцы «Стиморол»). А то, что выработкой закона напрямую занялась исполнительная власть через МАП, позволяет предположить, что этот процесс будет форсирован и закон может быть принят сразу после парламентских и президентских выборов, то есть уже в 2004 году.

_________

Источник - Павел Королев, RBC daily
Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку