Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru

Другие новости








10.06.2003

Пит или не пит?
Пиво в России становится национальным молодежным напитком. По мнению ряда экспертов и государственных деятелей, потребление пива выросло настолько, что его оборот уже нуждается в ограничении.

Борьба с пьянством в России стала модной. Сначала ею занимались профильные учреждения - Минздрав в целом, Госсанэпиднадзор в частности. Да МВД собирало граждан в вытрезвители. Теперь к борьбе подключилось Министерство образования. Но борьба с пьянством в исполнении органов власти все равно получается неуклюжей. Во многом из-за того, что бороться не с чем. Водка навсегда останется национальным напитком, принося немалые доходы в казну (а умное правительство от денег не отказывается). "Пивная" же угроза сильно преувеличена. Статистика гласит: пьем пива мы почти в четыре раза меньше чехов и немцев, основной потребитель пива в России - человек старше 25 лет. Пивной алкоголизм - и вовсе сказка. Алкоголизм - он один такой. Винный, водочный, шампанский. А утверждать, что реклама пива убивает молодежь - то же самое, что доказывать: фильм "Бойцовский клуб" провоцирует людей на драки, а картина Ван Гога "Подсолнухи" - на лузгание семечек. Опять в правительстве путают квадратное с зеленым. Хотя беспокойство Минобразования понять можно: юношей сейчас питают не столько науки, сколько напитки.

Время - вечер. Место действия - любой город России, "оснащенный" хотя бы одним вузом. Типичная картина - студенты пьют пиво. Двух бутылок уже мало кому достаточно. Таковы неутешительные результаты мониторинга наркоситуации среди несовершеннолетних и молодежи в России, проведенного Минобразования совместно с Минздравом и МВД. Формальным результатом мониторинга стало выступление министра образования Владимира Филиппова с предложениями к Госдуме приравнять пиво к алкогольным напиткам, ограничить его продажу и рекламу. Филиппова пугают результаты проведенных опросов, он сказал, что "те молодые люди, которые употребляют пиво, затем приобщаются к наркотикам". Правда, потом уточнил, что "речь не идет о запрете рекламы пива как марки напитка, но необходимо пересмотреть подход к пиву, которое стало образом жизни для большинства молодых людей, как к безвредному напитку".

Пиар - двигатель алкоголизма

Пивная индустрия уже давно запустила рекламу пива именно как образа жизни. Что мы видим, когда включаем телевизор? "Клинское" - продвинутое пиво", "Пивовар Иван Таранов встал сегодня очень рано!", "Карлсберг" - пожалуй, лучшее пиво в мире", "Козел" - гордость Чехии"... Исследования показали, что приобщить к потреблению нового продукта взрослого человека практически невозможно. Соответственно реклама пива рассчитана на молодежную аудиторию. В ней снимаются молодые люди, доказывающие аудитории, что пиво - непременный атрибут тусовки. Специалисты заговорили о так называемом пивном алкоголизме молодежи.

Надежда Зуйкова, врач-нарколог: "Собственно пивным алкоголизмом называется состояние человека, когда он стремится испытать состояние опьянения именно с помощью пива. Подростковый алкоголизм, который постоянно стимулируется модными пивными рекламными роликами, еще более страшен, потому что, как правило, неизменно перерастает в спиртовой. Для подростков пиво идеально, так как оно дешево, модно и общедоступно ".

Очередной попыткой сбить рост пивного алкоголизма и стало обращение Минобразования к депутатам.

История вопроса

Последние 2 года дебаты в Госдуме о том или ином запрете на пиво не прекращаются. Первым с инициативой запрета на его продажу несовершеннолетним, на его рекламу и торговлю им вблизи общественных учреждений выступил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Его поддержали Минздрав и Министерство образования. Но думцы принимать предложение не захотели. Подсчитав доход, приносимый ежегодно пивной промышленностью в бюджет, они отказали. "Пивное лобби очень сильное. Мы понимаем, что из-за этого предложения Минобразования вряд ли в ближайшие годы будут приняты. Но вода камень точит", - сказал Андрей Гериш, главный специалист по вопросам наркозависимости у детей и молодежи Министерства образования России.

Нам законы не страшны

В одном из московских баров, где я проверяла реакцию на запрет рекламы пива и ограничение его продажи, уже потирали руки. "Во-первых, я за этот законопроект, потому что у меня есть дети, - рассказывает бармен, - и мне бы хотелось быть уверенным, что на улице им не продадут алкоголь. А во-вторых, я, конечно, рад: теперь посетителей у нас будет больше, а значит, вырастет оклад и будет больше чаевых".

Для продавщицы уличной палатки с пивом предложение Филиппова оказалось новостью. Девушка сразу загрустила. "Плохо, конечно. Теперь, считай, 90% выручки не будет. Мы же основной доход именно с пива имеем. А с другой стороны, может, пьяных во дворе станет меньше, а то вчера чуть окно нам не разбили той же бутылкой, что купили у нас".

Совершенно безмятежен оказался "баттл-хантер" (сборщик бутылок) с Манежной площади: "Да уж столько раз эти "сухие" законы принимали и отклоняли - и столько раз ничегошеньки не менялось! Пить-то все равно будут!"

Мои ровесники пожали плечами: "С трудом верится, что оборот и рекламу пива ограничат. Но даже если так, то что? Все равно мы его будем пить - уже привыкли... "

ДОСЬЕ

Ограничения на рекламу пива в разных странах

Франция. На телевидении реклама пива запрещена. На радио этот напиток нельзя рекламировать с 17 до 24 часов. Также ограничено содержание наружных объявлений и рекламы в печати. Кстати, после принятия ограничительного закона во Франции вдруг снизились... спонсорские поступления в детские учреждения.

Германия. Немецкие производители пива добровольно ограничивают рекламу, руководствуясь не законодательством, а корпоративными соглашениями.

Финляндия. Здесь разрешена реклама напитков с содержанием алкоголя до 22%.

КАК У НИХ

Германия обречена

Если верить в сказки про "пивной алкоголизм", то надо поверить и в то, что несколько европейских народов поставлены на грань вымирания.

Рядовой чех за год выпивает более 160 литров пива. Немец - около 150 л. Датчанин с англичанином примерно равны по аппетитам - 120-125 л. Бельгиец же чуть не дотягивает до 100 л. Между тем среднедушевое потребление пива в России составляет 43-45 литров. И кто после этого алкоголик?

СЛОВА

Вадим Колобов, доцент кафедры психотерапии и наркологии факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов:

- Пивной алкоголизм, конечно, существует. Любой алкогольный напиток - слабый или крепкий - может вызывать зависимость. Существует винный алкоголизм - к примеру, в Средиземноморских странах: там практически не употребляют крепкие напитки, а в основном пьют вино, причем регулярно и в больших количествах. Что касается того, почему именно пивной алкоголизм в последнее время приобретает такие масштабы... Дело, скорее всего, в конкурентной борьбе. Раньше у нас существовало водочное лобби, и русский народ спаивали крепкими напитками. Затем появилось пивное лобби. Со стороны определенных кругов идет мощный коммерческий интерес, по всем каналам - пропаганда. Молодежь предпочитает слабые напитки - ибо после внушительной дозы водки общения уже не получается, а пиво можно неторопливо потягивать. Чуть-чуть сняли напряжение, ушла робость, застенчивость, легче познакомиться, поговорить. И пиво или вино в этом плане оказывается более удачным выбором, чем водка. Проще говоря, совпали интересы населения и производителей.

___________

Источник - Мария Хомякова, "Россiя"
Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку