Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru |
Влияние нетрадиционных рекламных носителей на социально-маркетинговую активность
Влияние нетрадиционных рекламных носителей на социально-маркетинговую активность компаний. В последнее время все больше и больше говорят о социальной ответственности бизнеса, этому аспекту уделяют внимание правительство и президент. Социально-маркетинговой кампании позволяют не только вести социально ответственный бизнес, но и преследовать коммерческие цели. Поэтому среди многих компаний наблюдается тенденция развития их социально-маркетинговой активности. Социально-маркетинговые кампании – это симбиоз благотворительности, спонсорства и PR, апеллирующий к общественной пользе. Обычно социальные программы осуществляются с помощью проведения компаниями акций. Однако появление новых нестандартных видов рекламных носителей, освоение которых в настоящий момент очень популярно, также дает возможность компаниям проявлять социальную активность. Социальная проблема с помощью нетрадиционных рекламных носителей может быть решена несколькими способами. Например, размещение рекламы в лифтах позволяет собрать средства на их ремонт, а предоставление отделочного материала с рекламой - решить проблему ремонта в муниципальных организациях. Таким образом, новые рекламные носители способствуют формированию бренда, активизации внимания СМИ, развитию социальной активности через механизмы маркетинговых коммуникаций и решению социальных проблем в обществе. В последнее время социальная ответственность бизнеса превратилась в одну из наиболее актуальных тем в нашей стране. Внимание со стороны президента и общественности подогревает к этой теме интерес. Стало очевидно, что тенденция развития социальной активности становится нормой для российских компаний. Coca-cola, Лукойл, Росбанк, Северсталь, МТС, Юкос, Банк Москвы и многие другие компании на протяжении многих лет демонстрируют свою социальную ответственность перед обществом. Однако в различных компаниях существует и различное понимание социальной ответственности. Есть много понятий характеризующих социальную ответственность бизнеса – это и благотворительность, меценатство, корпоративная социальная ответственность, социально-маркетинговые программы, спонсорство, филантропия и т.д. Несмотря на то, что у каждого понятия есть свои особенности, и если не вдаваться в их точные определения, можно сказать, что все эти понятия сводятся к одному – оказанию помощи, тем, кто в ней нуждается. Многовековая история осуществления благотворительной деятельности и меценатство сейчас преобразовалось в социально-маркетинговую деятельность компаний. Новые подходы не исключают традиционную благотворительность, они позволяют компаниям делать ее прибыльной для себя, для сообщества, для города. Сегодня социально-маркетинговая деятельность направлена не только на решения социально-значимых проблем, но и на получение экономического эффекта, выраженного в повышении уровня продаж, росте лояльности клиентов, укрепления позиций компании на рынке. (1) Эксперты и ведущие специалисты выделяет 5 шагов в становлении социально-маркетинговой политики любой организации. Шаг первый – милосердие, которое выражается в поддержке разовых, бессистемных обращений граждан и общественных организаций. Здесь нет маркетинговой составляющей и экономических расчетов, и, к сожалению, иногда социальная активность на этом останавливается, не оказывая влияние на развитие предприятия и общества. Шаг второй – спонсорская поддержка социально-значимых событий и проектов. Отличительные черты спонсорства - наличие четких обязательств двух сторон Спонсор получает доступ к своей целевой аудитории, пакет рекламных носителей и каналы распространения информации. На этом этапе деятельность не носит системного, постоянного характера, направленного на функционирование и развитие. Однако для многих компаний, которые в основном относятся к среднему и малому бизнесу, но стремятся к социальной ответственности, спонсорство являются основным и наиболее популярным на сегодняшний день инструментом социально ответственного маркетинга. Таким образом, спонсорство позволяет преследовать не только коммерческие, но и социальные цели и получать необходимый результат. Шаг третий – определение приоритетов компании с четкой фокусировкой на социальную деятельность, которая становится элементом имиджа компании, создавая дополнительные нематериальные активы лояльности и предпочтения. (по мнению экспертов, именно на этом этапе начинается социальная активность.) Шаг четвертый – разработка благотворительной политики компании, вписанной в стратегию предприятия, которая работает на маркетинговые интересы, обеспечивая, таким образом, стабильность и финансовую устойчивость социального развития и решения социальных проблем. И, наконец, шаг пятый – построения корпоративной благотворительной политики. Решаются и проблемы вокруг предприятия, и социальные проблемы сотрудников и корпоративные, командообразующие задачи предприятия. При этом, в большинстве случаев, финансирование выбранных социальных программ распределяется между предприятием и его сотрудниками. (2) Социально-маркетинговые проекты могут быть эффективным средством продвижения брендов и одновременно инструментом решения насущных общественных проблем. Вот только некоторые выгоды для бизнеса от благотворительности: • укрепление репутации и имиджа компании • укрепления отношений с клиентами • повышение лояльности потребителей и сотрудников • улучшения отношений с местной властью • получения преимущества перед конкурентами • дополнительные возможности для продвижения товара, PR и рекламы • повышение инвестиционной привлекательности компании (3) На мой взгляд, социально-маркетинговая активность – это симбиоз благотворительности, спонсорства и PR, апеллирующий к общественной пользе. Как правило, социально-маркетинговая активность компаний проявляется в проведении всевозможных акций, направленных на решение социальных проблем. В то же время реклама, как одна из составляющих маркетинга тоже может оказывать поддержку социальной ответственности бизнеса и помогать в решении социальных проблем, на какой бы ступени развития социально-маркетинговой активности не находилась компания. Среди всех средств рекламы, я бы хотела обратить ваше внимание на нетрадиционные рекламные носители или Ambient Media, которые позволяют ненавязчиво рассказать о компании и в то же время оказать социальную помощь. Рекламными носителями могут выступать вполне обычные предметы и материалы, на которых неожиданно размещается торговая марка. Социальная проблема с помощью нетрадиционных рекламных носителей может быть решена несколькими способами: 1. Компании, размещая рекламу на том или ином рекламном носителе, дают возможность, например, муниципальным организациям заработать деньги для решения существующих социальных проблем. Таким образом, компании – рекламодатели только косвенно участвуют в решении социальных проектов, и это никак не отражается на их репутации и имидже. 2. Компании решают существующую проблему, посредством нетрадиционного рекламного носителя со своей символикой, предоставляя его в дар. Этот вариант демонстрирует активную социальную поддержку другим организациям и отражается на имидже и репутации компании. 3. Решение проблемы также осуществляется посредством нетрадиционного рекламного носителя. Проявляя социально-маркетинговую активность, компании поднимают социальную проблему и приглашают всех принять участие в ее решении. Из всего многообразия нетрадиционных рекламных носителей, пока лишь малая часть из них вдохновляют компании на решение социальных проблем. Рассмотрим наиболее яркие примеры решения социальных проблем с помощью нетрадиционных рекламных носителей. Возросшая популярность использовать стены в качестве рекламного носителя и расписывать их граффити, запретной живописью может превратиться в социальную профилактику наркомании. Компании, выразившие такой путь рекламирования и привлекая подростков для создания настенных произведений, отвлекают их от дворов и улиц, подъездов и соответственно наркомании и дурного влияния. Они дают им работу, за которую платят деньги и способствуют развитию творческих способностей . Для многих это будут первые самостоятельно заработанные деньги, которые они вряд ли потратят на наркотики. Также подобная акция показывает, что граффити может нести эстетическую красоту и не обязательно должно состоять из нецензурной лексики. Вдвойне увеличит азарт участников акции тот факт, что роспись стен удовлетворяет непосредственное желание пойти против закона – написать на стене. Помимо коммерческих организаций, правительство также обращает внимание на возможную социальную значимость нетрадиционных рекламных носителей. Так размещение рекламы в лифте позволяет собрать средства на их реконструкцию и ремонт. (4) Школы тоже являются привлекательным объектом для осуществления социальной деятельности, посредством нетрадиционных рекламных носителей, которому многие компании уже уделяют огромное значение. Американские образовательные учреждения давно превратились в коммуникацию между брендом и ребенком. Присутствие брендов в российских школах столовыми не ограничивается. Компании чтобы завоевать лояльность потребителей все чаще приходят в школы с социальными проектами. В апреле Департамент образования Москвы и некоммерческая организация «Эдюмастерс» запустили крупный совместный проект по оснащению образовательных учреждений бесплатными интернет-киосками. По словам гендиректора Дениса Адамова конструкции будут одновременно использовать как рекламный носитель. Первым спонсором проекта стала Coca-cola. Взамен компании получат контакт с полусотней тысяч человек. По словам гендиректора, это не благотворительность. Но для самих школ это проявление социально-маркетинговой активности компаний. Посудите сами, если бы не было бы рекламы и выгоды от нее, компания некогда бы не решилась поставить дорогостоящее оборудование. Прибыль же от рекламы позволит не только окупить затраты, но и вложить деньги для обеспечения других школ с целью получения прибыли. (5) Программное обеспечение с логотипами компаний также является нетрадиционным рекламным носителем и одновременно инструментом, оказывающим социальную помощь. Даже в книге Фредерика Бегбедера «99 франков» упоминается об этом средстве продвижения – «…они финансируют образовательные программы на компакт-дисках, которые бесплатно распространяются в школах. Таким образом, детишкам дают уроки на компакт-дисках пепси, и они привыкают читать слово «пить» на синем фоне пепси….» (6). Чем вам не социально-маркетинговая деятельность. И в мире так поступают не одна компания. Благодаря внедрению в программное обеспечение логотипа компании помимо решения социальных проблем, формируется приверженность к марке и осуществляется ее запоминание. Реклама на отделочном материале также предоставляет широкие возможности по улучшению социальной ситуации в школах. Одной из проблем школ является недостаточное финансирование для осуществления ремонт. Отделочный материал с рекламой прекрасно может решить данную проблему. В качестве примера, можно привести стеновые панели с Ортографией – отделочный материал с элементами фирменного стиля компании. Внедрение образа или логотипа в интерьер с помощью такого рекламного носителя способствует ненавязчивой рекламе компании и оказывает социальную поддержку муниципальным организациям – бесплатный отделочный материал для быстрого ремонта. Не говоря уже о том, что для компаний рекламодателей установка отделочного материала с рекламой решает поставленные маркетинговые задачи и является положительным PR-ом на долгие годы. Хотя учителя обычных школ, как правило, люди старой «закалки», сочетание слов школа и реклама не вызывает у большинства отторжения. Этот факт доказывают результаты исследования, проведенного по заказу проекта Ортограф (компания ОРТО) Социологическим центром при Самарском Государственном университете. Более 70 % респондентов выразили готовность разместить в образовательных учреждениях отделочный материал с рекламой – диаграмма 1, 2. У экспертов из бюджетной сферы отделочный материал с рекламой не вызывает негативных реакций и многие из них дают ему положительную оценку: «…Вообще, идея интересная. Хорошее использование рекламы, даже в глаза не сильно бросается…». « …Конечно, готовы установить у себя такие панели, поскольку, во-первых, нам необходим ремонт, во-вторых, надо использовать такую возможность, потому что ремонт это вообще дорогое удовольствие, а денег нет, ну и в-третьих, они эстетично смотрятся... ». По мнению экспертов, отделочный материал с рекламой вместе с выделенными средствами на ремонт из бюджета позволит улучшить положение муниципальных организаций. Таким образом, можно судить о том, что российские школы остро нуждаются в дополнительных инвестициях и готовы рассматривать различные варианты привлечения внебюджетных средств, в том числе и от нетрадиционных рекламных носителей.
Авторы/Источник: Сырцова Ирина Александровна |
МенюДругие статьиглоссарийЖдём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru |