Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru |
Закон Латвии "О рекламе"
Глава I Общие положения Статья 1 Рекламой является связанное с предпринимательской деятельностью или профессиональной деятельностью сообщение или мероприятие любой формы или любого вида, целью которого является содействие популярности товаров или услуг (в том числе недвижимой собственности, прав и обязательств) или спросу на них. Статья 2 Целью настоящего Закона является: 1) регламентация изготовления и распространения рекламы, а также определение прав, обязанностей и ответственности вовлеченных в изготовление и распространение рекламы лиц; 2) охрана лиц, а также в совокупности интересов всего общества в области рекламы; 3) содействие честной конкуренции. Глава II Предъявляемые к рекламе общие требования Статья 3 (1) Реклама должна быть законной, правдивой и объективной, она создается согласно честной рекламной практике. Реклама не должна уменьшать доверие общества к рекламе и она должна соответствовать принципам честной конкуренции. (2) В рекламу разрешается включать только такие сообщения или визуальные изображения, которые не нарушают этические, гуманистические, моральные, нравственные нормы и нормы приличия. Статья 4 (1) В рекламе не допускается пропаганда насилия и войны. (2) В рекламе запрещается: 1) выражать дискриминацию против человека по признаку его расовой принадлежности, цвета кожи, пола, возраста, религиозных, политических или иных убеждений, по признаку национального или социального происхождения, имущественного положения или по иным обстоятельствам; 2) использовать возникшее в результате страха или суеверия влияние; 3) злонамеренно использовать доверие лица и недостаточность его опыта или знаний; 4) изображать, использовать или иным образом упоминать физическое лицо (как частное лицо или как должностное лицо) либо его собственность без согласия данного лица; 5) очернять, порицать или высмеивать другое лицо, его деятельность, наименование (фирму), товары или услуги, товарные знаки; 6) использовать имя, фамилию, наименование (фирму) или иное идентификационное обозначение (в том числе товарный знак) другого предпринимателя без согласия предпринимателя; 7) воспроизводить текст, лозунг, визуальный образ, звук и другие специальные эффекты рекламы другого рекламодателя без его согласия или же осуществлять деятельность иного вида, которая может вызвать неясности или ввести в заблуждение относительно рекламодателя, рекламируемых товаров или услуг. (3) Положения пунктов 6 и 7 части второй настоящей статьи не распространяются на сравнительную рекламу при соблюдении положений статьи 9 настоящего Закона. Статья 5 (1) Предусмотренная для детей реклама или реклама, созданная с участием детей, не должна ставить под угрозу права и интересы детей, и при ее создании должны учитываться восприятие и психика детей. (2) В рекламе запрещается использовать детскую природную доверчивость или отсутствие опыта у детей. (3) Запрещается использовать детей в рекламе алкогольных напитков и табачных изделий, а также адресовать рекламу алкогольных напитков и табачных изделий детям. (4) В предусмотренной для детей рекламе запрещается: 1) включать утверждения, визуальную или звуковую информацию, которая могла бы причинить им моральный или физический вред либо вызвать чувство неполноценности; 2) включать побуждение или побуждать к агрессивности и насилию, дискредитировать авторитет родителей, опекунов и педагогов; 3) обращать внимание на то, что приобретение конкретных товаров или услуг создает физическое, социальное или психологическое превосходство над ровесниками либо что отсутствие соответствующего товара вызывает противоположный результат; 4) недвусмысленно указывать на возможность приобретения рекламируемого товара или услуги для любой семьи без учета ее бюджета; 5) непосредственно призывать детей самих или призывать детей, чтобы они побуждали родителей либо других лиц покупать товары или использовать услуги; 6) изображать детей в опасных ситуациях. Статья 6 (1) Реклама, в которой излагается специальное предложение или объявляется распродажа, должна соответствовать общим правилам рекламы, и в ней указываются: 1) предмет специального предложения; 2) дата начала и окончания специального предложения или распродажи; 3) условия, от которых зависит специальное предложение или распродажа. (2) При оценке соответствия рекламы специального предложения или распродажи положениям настоящей статьи учитывается вся реклама в целом. Статья 7 (1) Дополнительные правила в отношении содержания, оформления или порядка распространения рекламы отдельных товаров, групп товаров или услуг (в том числе порядок распространения рекламы в отдельных средствах массовой информации) могут устанавливаться иными законами и нормативными актами. (2) Органы самоуправления при соблюдении положений настоящего Закона и иных нормативных актов в области рекламы могут издавать обязательные правила о распространении рекламы в общественных местах на соответствующей административной территории. Глава III Вводящая в заблуждение и сравнительная реклама Статья 8 (1) Вводящая в заблуждение реклама запрещается. (2) Вводящей в заблуждение рекламой является такая реклама, которая в любом виде, включая вид ее подачи, прямо или косвенно вводит в заблуждение или могла бы вводить в заблуждение и которая по причине своего вводящего в заблуждение характера могла бы влиять на экономическое действие лица либо которая причиняет вред или могла бы причинять вред конкуренту. (3) При определении, является ли реклама вводящей в заблуждение, учитываются все признаки рекламы — отдельная составная часть и общее содержание, оформление, особенно любая информация, которая в рекламе предоставляется: 1) о доступности, свойствах, работе, содержании, методе и дате производства или доставки, цели, применении, количестве, влиянии на среду или здоровье человека товаров или услуг, о географическом или коммерческом происхождении товаров либо результатах, ожидаемых от их применения, или о результатах тестирования или проверки товаров или услуг либо их материальных признаках; 2) о цене или способе исчисления цены и условиях, на которых доставляются товары или оказываются услуги; 3) о рекламодателе, в том числе его идентичности и положительных качествах, квалификации, праве собственности или наградах. Статья 9 (1) Сравнительной рекламой является любая реклама, в которой используется сравнение, прямо или косвенно указывающее на конкурента или предложенные конкурентом товары или услуги. (2) Сравнение не должно вводить в заблуждение. Сравнение формируется в соответствии с принципами честной конкуренции с использованием фактов, которые могут быть доказаны. (3) Сравнительная реклама, насколько это относится к сравнению, разрешается, если соблюдаются все упомянутые далее условия: 1) она сравнивает товары или услуги, предназначенные для одних и тех же нужд либо одних и тех же целей; 2) она объективно сравнивает один или несколько материальных, связанных, проверяемых и характерных признаков соответствующих товаров или услуг, которые могут включать также цену; 3) она не создает неясности между рекламодателем и конкурентом или между фирмой, товарным знаком, наименованием товаров или другими отличительными знаками, товарами или услугами рекламодателя и конкурента; 4) она не порочит конкурента, наименование (фирму), товарные знаки, наименования товаров, другие отличительные знаки, товары, услуги или деятельность конкурента, личные качества конкурента и тому подобное; 5) она не использует нечестно наименование (фирму), товарный знак, наименование товаров или другие отличительные знаки конкурента или репутацию указания на происхождение конкурирующих товаров; 6) она не указывает товары или услуги в качестве имитации или копии таких товаров или услуг, которые имеют защищенный товарный знак; 7) при рекламе товаров с указанием на происхождение сравнительная реклама распространяется на товары с тем же самым указанием на происхождение. Глава IV Правила изготовления и распространения рекламы Статья 10 (1) Рекламодателем является лицо, которое с целью получения коммерческой или иной выгоды само изготавливает и распространяет рекламу или по поручению и в интересах которого другое лицо изготавливает или распространяет рекламу. (2) Рекламодатель несет ответственность за содержание рекламы. (3) Рекламодатель имеет право изготавливать, заказывать, распространять или передавать для распространения только такую рекламу, которая не противоречит настоящему Закону и иным нормативным актам. (4) Правовые отношения рекламодателя с изготовителем или распространителем рекламы определяются настоящим Законом, иными нормативными актами и заключенными договорами. Статья 11 (1) Изготовителем рекламы является лицо, которое по заказу рекламодателя изготавливает, изменяет или адаптирует рекламу. (2) Изготовитель рекламы при изготовлении рекламы имеет право выражать свои творческие замыслы в любой форме, если это соответствует положениям настоящего Закона и иных нормативных актов, а также договору, заключенному между изготовителем рекламы и рекламодателем. (3) Положения части второй настоящей статьи соблюдаются также в случаях, когда изготовитель рекламы изменяет, переводит или иным образом адаптирует рекламу для распространения в Латвии, а также в случаях, когда реклама изготавливается, изменяется или адаптируется самим рекламодателем. Статья 12 (1) Распространителем рекламы является лицо, которое само распространяет рекламу или предоставляет возможность распространять рекламу рекламодателю. (2) Распространитель рекламы имеет право распространять рекламу в любом виде, если это соответствует положениям настоящего Закона и иных нормативных актов, а также договору, заключенному между распространителем рекламы и рекламодателем или уполномоченным им лицом. (3) Распространитель рекламы обязан отделять рекламу от информации иного вида. (4) Распространителю рекламы запрещается распространять рекламу, о запрете на распространение которой ему известно или должно быть известно. (5) Распространителю рекламы запрещается принимать от рекламодателя или уполномоченного им лица рекламу для распространения без затребования следующей информации: 1) от юридического лица — наименование, регистрационный номер и юридический адрес; 2) от физического лица — имя, фамилию и личный код. Глава V Государственная политика и надзор в области рекламы Статья 13 (1) Надзор за соблюдением настоящего Закона осуществляется Центром защиты прав потребителей, Советом по конкуренции, Государственной инспекцией фармации и Советом по радио и телевидению в пределах своей компетенции (в дальнейшем — Орган по надзору). (2) Орган по надзору при необходимости имеет право потребовать проверки государственными органами управления, несущими ответственность за государственный контроль и надзор в отношении определенных товаров или услуг, соответствия конкретного товара или услуги упомянутой в рекламе информации. Статья 14 (1) Орган по надзору начинает расследование дела о возможных нарушениях в области рекламы на основании заявления или жалобы либо по своей инициативе. (2) Дела о возможных нарушениях в области рекламы рассматриваются в течение 10 дней со дня получения заявления или жалобы либо констатации возможного нарушения настоящего Закона. Если из обстоятельств дела вытекает, что в установленный срок не представляется возможным принять хотя бы одно из упомянутых в части четвертой статьи 15 настоящего Закона решений, Орган по надзору имеет право принять решение о продлении срока рассмотрения дела на 10 дней. (3) Орган по надзору после оценки материалов констатирует нарушение и принимает по меньшей мере одно из упомянутых в части четвертой статьи 15 настоящего Закона решений или констатирует, что нарушения не произошло, и прекращает делопроизводство. О принятом решении Орган по надзору в письменной форме информирует признанное виновным лицо. (4) Орган по надзору констатирует нарушение только на основании тех доказательств, о которых вовлеченным в нарушение лицам была предоставлена возможность изложить свое мнение. (5) Орган по надзору не может начать делопроизводство, а начатое делопроизводство прекращает, если по этому же факту уже принято другим Органом по надзору по меньшей мере одно из упомянутых в части четвертой статьи 15 настоящего Закона решений или решение о прекращении делопроизводства. Статья 15 (1) При рассмотрении дела о нарушениях в области рекламы Орган по надзору имеет право потребовать и получить от рекламодателя, изготовителя рекламы или распространителя рекламы объяснения, информацию или документы и, если это особенно необходимо для выяснения обстоятельств дела в конкретном случае, доказательства об уточнении, правильности представленных в рекламе сообщений (утверждений) и их соответствии положениям настоящего Закона и иным нормативным актам, а также определить срок их представления. (2) Если согласно части первой настоящей статьи затребованные доказательства в установленный срок не представлены или они недостаточны, Орган по надзору имеет право считать представленное в рекламе сообщение (утверждение) неточным или неверным. (3) Перед принятием решения задачей Органа по надзору является стараться достичь прекращения нарушения путем проведения переговоров с вовлеченными в данное нарушение лицами. (4) При констатации нарушений настоящего Закона и иных нормативных актов в области рекламы Орган по надзору имеет право принять решение, в котором: 1) поручает рекламодателю предоставлять в рекламе, маркировке товаров или иным образом дополнительную информацию, которая является существенной с точки зрения защиты лиц или законных прав предпринимателей; 2) требует исключить из рекламы отдельные элементы (информацию, визуальные изображения, звуковые или другие специальные эффекты); 3) запрещает распространение рекламы; 4) требует отзыва рекламы; 5) определяет применение административного взыскания в установленном законом порядке. (5) Упомянутые в части четвертой настоящей статьи действия осуществляются и в том случае, если не имеется доказательств о причиненных убытках, а также недостаточно доказательств о злонамеренности или небрежности действий рекламодателя. (6) В решении Органа по надзору указывается обоснование его принятия. (7) При принятии решения Орган по надзору учитывает законные интересы рекламодателя и других вовлеченных лиц. Статья 16 (1) Отзыв рекламы распространяется при посредничестве того же средства массовой информации, с помощью которого была распространена запрещенная реклама. Если такой возможности не имеется, отзыв рекламы может быть распространен иным образом. (2) В решении об отзыве рекламы указывается лицо, отвечающее за распространение отзыва рекламы, а также способ, которым отзыв рекламы должен быть распространен. Расходы по распространению отзыва рекламы возмещаются лицом, которое в решении Органа по надзору указано в качестве ответственного лица. Статья 17 (1) Решение Органа по надзору имеет силу с момента его принятия. (2) Решение Органа по надзору может быть обжаловано в суд в течение одного месяца со дня принятия решения. Обжалование решения не приостанавливает исполнения решения. (3) Для предотвращения распространения запрещенной рекламы Орган по надзору при необходимости имеет право опубликовать принятое решение в газете “Латвияс Вестнесис”. Расходы по опубликованию принятого решения оплачиваются рекламодателем. Глава VI Ответственность за нарушения Закона Статья 18 Лица, не соблюдающие требования настоящего Закона, привлекаются к ответственности согласно законам и иным нормативным актам. Статья 19 Если выясняется, что решение Органа по надзору было необоснованным и поэтому у рекламодателя, изготовителя или распространителя рекламы возникли убытки, рекламодатель, изготовитель или распространитель рекламы имеет право предъявить в суд иск о возмещении убытков. Закон принят Саэймом 20 декабря 1999 года. Президент страны В.Вике-Фрейберга Рига, 10 января 2000 года |
МенюДругие законыПохожие законыНовости |