Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




15.09.2003
Курильщикам покажут их смерть

Борьба с курением выходит в Европе на новый уровень. Через год привычные антиникотиновые предупреждения на упаковках табачной продукции будут заменены изображениями пораженных никотином внутренних органов человека.

С осени 2004 года на сигаретных пачках, производимых на территории Европы, появятся изображения человеческих органов, пораженных никотином. Нововведение называют очередным этапом борьбы с курением, но уже сегодня специалисты спорят, насколько эффективно появление «страшных» картинок на сигаретных пачках. Многие из них надеются, что это заставит отказаться хотя бы часть курильщиков от их вредной привычки. Другие, напротив, считают, что данный ход может оказаться лишь на руку табачным компаниям и превратиться в своеобразную деталь их имиджа.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на сегодняшний день в мире насчитывается порядка 1,1 млрд курильщиков. К 2008 году эта цифра, по прогнозам специалистов, может вырасти вдвое – как и смертность от активного и пассивного курения. Уже сейчас на планете ежегодно гибнет от табачного дыма почти 5 млн человек. Большинство курильщиков в мире составляют китайцы: 40% табачных изделий, потребляемых в мире, приходится на Китай, где курят 320 млн человек. В КНР государство обладает монополией на производство табака, а табачная индустрия является главным налогоплательщиком, собирающим для бюджета 10% всех налогов. На богатом Западе, напротив, курят все меньше – сегодня четыре из пяти курильщиков живут в развивающихся странах и Китае. Россия не отстает от стран третьего мира: здесь, согласно исследованиям фонда «Общественное мнение», курят 62% мужчин и 13% женщин. Всего же в России курят 36% жителей.

Однако наибольшее внимание проблеме, как ни странно, уделяется в странах Евросоюза, где показатели по числу курильщиков несколько лучше (самая «курящая» европейская нация – испанцы, 34,4% взрослого населения Испании пополняют доходы табачных компаний). На этой неделе Еврокомиссия приняла директиву, рекомендующую странам ЕС изображать на сигаретных пачках образы людей, умирающих от рака легких. Уже объявлен тендер на «страшные» фотографии, которые будут размещаться на пачках сигарет, чтобы предупредить курильщиков об опасности курения. По заказу Еврокомиссии были проведены исследования в Германии, Греции, Испании, Финляндии, Швеции, Франции и Англии. Ученые пришли к выводу, что у курильщиков со временем вырабатывается стойкий иммунитет к привычным антиникотиновым предупреждениям на пачках сигарет. Директива стала очередным шагом на пути борьбы с курением. Ранее производителей табака обязали отводить не менее 30% площади обеих сторон пачек предостережениям об опасности курения, и на пачках сигарет были запрещены надписи «лёгкие» и «с низким содержанием смол». Теперь курильщикам придется смотреть на фотографии своих внутренних органов, пораженных никотином.

Практика изображения пораженных никотином органов используется в Канаде с начала 2001 года и приносит определенные результаты. Так, по данным Канадского общества изучения рака, 90% курильщиков обращают внимание на фотографии на пачках, а 34% признают, что это повышает мотивацию для отказа от курения. В Бразилии на сигаретных пачках также размещают фотографии, в красках иллюстрирующие последствия курения. «В Европе подобные пачки появятся в октябре 2004 года, но до этого в 15 странах ЕС изображения протестируют, чтобы убедиться в том, что реакция на них соответствует ожидаемой», – заявил Торстен Мюнх, представитель Еврокомиссии.

Однако некоторые эксперты полагают, что реакция может быть и обратной. С точки зрения Ольги Савельевой, заведующей кафедрой социальной рекламы Международного института рекламы, данная кампания вряд ли принесет желаемый результат. «Все знают, что курить вредно, что один грамм никотина убивает лошадь, но никто из-за этого курить не перестал», – сказала она RBC daily. Появление отталкивающих фотографий вполне может быть воспринято как своего рода новый «прикол», особенно среди молодежи. Курение среди подростков – своего рода стиль, стандарт, соответствие уровню. Курение – это изначально не физиологическая потребность организма, курить – модно. Поэтому никакие картинки на сигаретной пачке от «моды» не уберегут – нужно менять саму «моду», а здесь нужны более комплексные меры. Гораздо больше молодых людей откажется от сигареты, если это будет «не круто». «Можно, например, сделать саму сигаретную пачку из невзрачного, отталкивающего материала, даже туалетной бумаги. Создать несоответствие между образом успешного человека и курильщика – такова должна быть цель антитабачных кампаний», – считает Ольга Савельева. Пока же, по мнению борцов с курением, «кампании по борьбе с курением, предназначающиеся для подростков, производят обратный эффект». По их словам, подобные кампании представляют курение как желаемую привилегию взрослых и побуждают подростков «сделать наоборот». Производители табака хорошо знают об этом и эксплуатируют различные акции по борьбе с курением.

Более того, новое решение Еврокомиссии даже может быть выгодно табачным компаниям. Сегодня производители табака вынуждены отвечать на многомиллионные иски курильщиков и их родственников, пытающихся отсудить потерянное здоровье. Большинство исков основано на том, что курильщик «не был в достаточной степени информирован о вреде курения, вследствие чего и причинил непоправимый вред своему здоровью». Появление максимально доходчивых предупреждений о вреде курения на сигаретных пачках станет, возможно, решающим аргументом в судебном споре в пользу представителей табачной индустрии.

__________

Источник - Алексей Боров, RBC daily
Обсудить Разместить Распечатать Отправить

Возврат к списку

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru