Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




04.08.2003
Бизнес на букву "М"

Логотип столичного метро используют производители сигарет

Вчера исполнилось ровно три года, как Федеральный институт промышленной собственности зарегистрировал ориентир всех ночных бродяг - логотип столичной подземки, красную призывную букву "М". Сроком на десять лет - до 2010-го. В три года у детей, как правило, прорезываются все 20 молочных зубов. Метро с сегодняшнего дня тоже начинает показывать зубы - красная "М" защищает свою неповторимость.

Управделами московской подземки Сергей Мироскин собирает все товары, где использована красная буква "М" или слово "метро". Странная коллекция хранится в его же рабочем кабинете. Мироскин анализирует, к чему можно придраться, а к чему пока не стоит. Самый спорный экземпляр среди собранных Мироскиным корпоративных значков, открыток, схем метро - официальных и самопальных - пачка сигарет "Метро".

"Метро" - это детище лобненской фирмы "Идигов Продукт" - сигареты б/к - то есть без класса, но с претензией. Сине-голубая гамма, точно копирующая стиль "Parliament", которые раз в десять дороже. В центре - буква "М" в круге. Почти слизанный с метро логотип. Графические изыски в "Идигове" нам комментировать наотрез отказались, сославшись на маркетинговую тайну. По цене пачка "Метро" - та же самая поездка в метро.

Мироскин уточняет: "Неискушенный человек может подумать, что на пачке сигарет - наше "М", а метро, то есть мы, - за скорейшее развитие у пассажиров рака легких. Но есть отличия, благодаря которым мы пока закрыли глаза на художества сигаретоделов. На пачке буква "М" в круге. Но оригинал обведен не кругом, а контуром рампы тоннеля. И потом, если честно, - нам понравилось, что на обороте сигаретной пачки изображена схема линий метро. Все же польза пассажирам".

Управделами метро - за схематизацию москвичей и гостей столицы любыми путями: когда схема есть, пассажир не так дезориентирован. Бой топографическому кретинизму! По словам Мироскина, продавать схему метро - "неэтично". Он приветствует, когда компании в своих рекламных буклетах печатают карту, показывая, как близко они находятся к той или иной станции. Чиновник уточняет, что сама схема линий метро сейчас не принадлежит никому - она ничья. В отличие от логотипа "М", никто не заявлял о праве на нее. Это постоянно модифицирующаяся интеллектуальная собственность всех горожан.

За время существования подземки вариантов начертания "М" было чудовищное количество, но, по словам представителя Роспатента, за основу действующей взяли вариант 1935 года главного архитектора Московского метрополитена Кравеца. И пририсовали к ней синий абрис метротоннеля. Мироскин говорит, что самую аутентичную "М" можно увидеть над входом на станцию метро "Красносельская" - она со сталинскими острыми краями. Самую гигантскую - над входом в южный вестибюль станции метро "Динамо". Еще одна со старых времен сохранилась над наземным вестибюлем "Арбатской".

В Москве литера "М" красного цвета, такая же она и в Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Питере - синяя, в Киеве - зеленая, в Екатеринбурге - оранжевая.

Управделами метро намерен и дальше следить за возможными похитителями логотипов. А между тем в виртуальном пространстве уже нашла убежище настоящая секта похитителей эмблем и лейблов. На "www.logotypes.ru" наворовали их несколько тысяч штук - все в прекрасной векторной графике, можно использовать как угодно - вставлять в фальшивые бланки и факсы, например. Гендиректор патентного бюро "Выгодин и партнеры" патентный поверенный РФ Борис Выгодин заверил "Известия", что на его столе - полуметровая пачка заявлений из ОБЭПов по клонированию торговых знаков и лейблов - экономического преступления, когда подделка выдается за респект.

- "Раскрутка" своего знака - это большие затраты, как и покупка у владельца права на его использование, - говорит господин Выгодин. -Но, по моим наблюдениям, чужие знаки чаще не копируют, рискуя попасть под уголовное преследование по 180-й статье УК, а подражают, несколько видоизменяя знак.

- С одной стороны, это вводит в заблуждение потребителя, с другой - затягивает время на установление сходства оригинального знака с подделкой - как в случае с пачкой "Метро". Например, "Marti N1" - подделка под бренд Martini, сигареты "Приам" полностью копируют шрифт и оформление культовых сигарет "Прима", - продолжает Борис Выгодин.

По словам эксперта, герб Москвы, где изображен Георгий Победоносец, протыкающий змея, регистрировать не нужно - это и так символ. В данном случае города Москвы. Не регистрируются в качестве товарных знаков и изображения объектов культурного наследия России и мира, государственная символика - гербы, флаги, эмблемы без согласия нужных органов, персонажи или цитаты из произведений науки, литературы или искусства, когда обладатель авторского права добро на это не дает. ссылка на описание

Однако прецедент создан. В этом году нашумело дело "Союз-мультфильм" против предпринимателя Александра Вольнова, который начал выпуск глазированных сырков с изображением Винни-Пуха, пчелы и воздушного шарика из известного советского мультфильма. Киностудия просила суд признать выпуск сырков с названием "Винни-Пух" нарушением авторских прав и взыскать с ответчика 415 тыс. рублей. Медведя оценили в $6000, а пчелу - в $3000, воздушный шарик "болтался" моральным довеском.

- Судебное разбирательство продлилось около трех месяцев, -вспоминает адвокат Ирина Тулубьева. - В ходе процесса мультипликаторы перестали претендовать на изображение пчелы и воздушного шарика, но требовали сатисфакции за Винни-Пуха. Нам, хоть и с трудом, удалось доказать, что все авторские права на изображение героев мультика "Винни-Пух" принадлежат художникам Эдуарду Назарову и Владимиру Зуйкову, с которыми Вольнов давно заключил все необходимые соглашения.

Про механизм использования чужого бренда Выгодин говорит неохотно: "Народ у нас смекалистый, быстро схватывает идеи". И все же:

- Например, используются и даже регистрируются в России на свое имя знаки известных фирм, выходящих на рынок России, если эти фирмы предварительно не регистрировали свои знаки. Еще хитрость: защищенные в латинице товарные знаки инофирм можно зарегистрировать в кириллице, что не меняет их звучания. Гениальная идея - знаки разбиваются на несколько частей. Зарегистрировать их можно по отдельности, а использовать вместе. Есть также люди, которые отслеживают поддержание знаков в силе. При задержке оплаты пошлин знаки аннулируются. И тут их нужно брать живыми!

Реальная трансформация воровства логотипов - головная боль москвичей - владельцев правильных машин. Похитители эмблем Mersedes, BMW, Lexus, Land Rover, Porsche и Mazeratti упирают на то, что работают на состоятельных коллекционеров этих символов. Психиатры уточняют: это люди, достигшие высокого положения в обществе, но, обладая традиционными материальными благами, они начинают культивировать в себе "синдром умышленного впадания в детство". Москва символическая пытается от детства избавиться. Стать взрослой.

__________

Источник - Антон Елин, Богдан Степовой, "Известия"
Обсудить Разместить Распечатать Отправить

Возврат к списку

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru