Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




30.06.2003
Телелекарство может убить

Недостоверная реклама стала бичом фармацевтического рынка!

Специалисты уже не скрывают современную тенденцию, когда в борьбе за ставший тесным фармацевтический рынок все чаще практикуются методы недобросовестной конкуренции. В первую очередь это - агрессивная и недостоверная реклама. В рекламе никогда не указывается побочное действие препаратов. Между тем, по словам председателя Фармакопейного комитета Александра Арзамасцева, "ряд антибиотиков, например, негативно влияет на психику, а препараты, содержащие сахар, могут вызвать ухудшение здоровья у людей, страдающих диабетом".

- Специалисты Фармакопейного комитета России убеждены, что необходимо как можно быстрее принять закон о рекламе медицинских препаратов, - говорит Арзамасцев. - Он должен обязать рекламодателей предоставлять информацию о том, из чего состоит данное лекарство.

Противопоказания мелким шрифтом

Вот, например, выученный за сотни показов наизусть телеролик о колдрексе: поминутно шмыгающий носом дядька под зонтиком, вцепившийся, как в спасательный круг, в упаковку таблеток. И многообещающий слоган за кадром: "Колдрекс: семь бед - один ответ!" Ответ по совести должны держать сами рекламные креативщики. Потому что у колдрекса много противопоказаний. Все они указаны во вкладке-инструкции к таблеткам. Однако реклама об этом умалчивает. Колдрекс противопоказан при заболеваниях крови, нарушениях функции печени или почек, при артериальной гипертонии и некоторых других недугах. Запрещен прием таблеток одновременно с препаратами, содержащими парацетамол, потому что Колдрекс и есть парацетамол, только переименованный.

Или мезим, который, если верить слогану, "для желудка незаменим". Медики предупреждают, что при употреблении этих таблеток могут наблюдаться аллергические, в том числе и желудочные, реакции. Он противопоказан и страдающим панкреатитом. Реклама об этом даже не заикается.

Весьма впечатляет и остроумный телеролик препарата мотилиум. У объевшегося страдальца оказался "ленивым" желудок, не желающий перерабатывать застрявшую в нем снедь. Мотилиум геройски решает проблему несварения. Однако у препарата так много противопоказаний, что им посвящена целая колонка в специальном медицинском справочнике.

Часто мелькает на экране веселенькая реклама препарата со смешным названием "длянос" (так и пишется). Из шкафа моментально исчезает гора носовых платков, а за кадром слышится непрерывное апчхи. Но эти капельки от насморка могут вызвать сухость и жжение в носоглотке тошноту и головную боль. "Длянос" противопоказан и некоторым категориям хронических больных.

- Немало случаев, - утверждает Александр Арзамасцев, - когда в рекламе содержатся заведомо ложные утверждения. Например, что лекарства растительного и иного "природного" происхождения абсолютно безвредны для всех.

В подтверждение его слов приведу в качестве примера рекламу препарата ново-пассит, о котором ролик убеждает: примите, мол, это успокаивающее средство, состоящее из комплекса экстрактов лекарственных трав, - и вы снова бодры и жизнедеятельны. Однако напрочь умалчивается о том, что ново-пассит может вызвать головокружение, вялость, чувство усталости и сонливость - вплоть до снижения концентрации внимания. А также мышечную боль, судороги, рвоту, изжогу, диарею или запор.

Лекарства нынче не в моде

В последнее время на отечественном фармацевтическом рынке в огромных количествах появились различные БАДы (биологически активные добавки), пастилки, бальзамы. Они практически всегда преподносятся потребителю в качестве средств, гарантирующих быстрый эффект и полное выздоровление. В качестве примера приведу сравнительно новую рекламу подобного средства нестарит. Помните? Бабушка - божий одуванчик вовсю расхваливает это снадобье, которое ей, почти полностью обезноженной, помогло "не только отбросить палочку, но и забыть о давлении".

- БАДы и препараты этого сегмента фармрынка рекламируются в качестве чудо-средств, позволяющих даже отказаться от традиционных лекарств, - комментирует ситуацию врач Александр Быков, представитель Ассоциации международных фармацевтических производителей (Л1РМ). - Реклама этих продуктов создает порой впечатление ненужности медицинских консультаций, а в иных случаях

- и хирургических операций. Однако содержащиеся в рекламе утверждения о фармакотерапевтических свойствах голословны и в большинстве случаев не подтверждены никакими результатами клинических исследований.

По словам Александра Арзамасцева, проверка БАДов йохимбе на основе йохимбина - широко разрекламированного средства для повышения мужской потенции показала, что из 22 аналоговых добавок производства различных фирм (в том числе и с мировыми именами) 12 не содержали вообще никаких биологических ингредиентов. В остальных же активное вещество значительно превышало норму.

Или взять почти мгновенное устранение перхоти "Низорал-шампунем". Юноши и девушки проповедуют с экрана это чудо. За кадром остаются возможные негативные последствия от его применения: зуд и жжение кожи, повышение сухости или жирности волос вплоть до себореи, в некоторых случаях - изменение цвета и даже выпадение шевелюры.

Здоровье может подождать

Ответственность за припудривание мозгов населению в области здоровья еще ждет своих стрелочников. Законодатели вроде бы намерены заткнуть прорехи в ныне действующих, но неполных и потому малоэффективных Федеральных законах "О рекламе" и "О лекарственных средствах". В Госдуме даже прошли слушания на эту тему, но слуги народа по расписанию отправились отдыхать на каникулы. Красывые и сексуальные мальчики по вызову готовы удовлетворить все ваши желания.

А в Москве, тем временем, завершился российско-американский семинар по системам и стандартам качества лекарственных средств. На нем было заявлено, что в России разработаны поправки в законодательство, которые позволят упорядочить производство и распространение лекарств, а также оградить отечественный рынок от подделок. В прошлом году при Минздраве была создана фармацевтическая инспекция, которая осуществляет свою деятельность в контакте с правоохранительными органами.

ФАКТЫ

Отдел контроля над законодательством о рекламе Министерства по антимонопольной политике неоднократно рассматривал дела о недобросовестной рекламе биологических добавок и лекарств. В частности, по делу о недостоверной рекламе "Акульего хряща" было вынесено предписание, в соответствии с которым рекламодателя обязали разместить контррекламу. В рекламе утверждалось, что "Акулий хрящ" излечивает, в частности, от рака.

ДОСЬЕ

В феврале 2003 года было рассмотрено дело в отношении московского представительства компании "Ранбакси Лабораториз Лимитед" (США), распространявшего недостоверную рекламу лекарственного препарата фексадин. В рекламе указывались такие показания к применению препарата, как острая крапивница, отек Квинке (или ангионевротический отек), аллергический конъюнктивит, комплексное лечение зудящих дерматозов, пищевая аллергия, поллиноз, профилактика и лечение лекарственной аллергии. Вместе с тем показания препарата, указанные в рекламе, не заявлены в инструкции по его применению. Комиссия Министерства по антимонопольной политике (МАП) России выдала представительству компании предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства. Нарушителя подвергли административному взысканию в виде штрафа в размере 400 МРОТ.

КСТАТИ

Более 90% проданных в 2002 году в регионах России и странах СНГ так называемых пищевых биодобавок - поддельные или произведены незаконно. Такие данные привел генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин. "Официально в Россию было завезено, а также произведено на отечественных предприятиях биологических пищевых добавок на 57 млн. долларов, а продано на 1, 5 млрд.", -сообщил он. По официальным данным, в 2002 году в продаже было обнаружено 61 наименование поддельных лекарств, что на 25% превысило уровень 2001 года.

_________

Источник - Алла Малахова, "Россiя"
Обсудить Разместить Распечатать Отправить

Возврат к списку

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru