Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru

Другие новости








10.05.2020

Коммуникационные проекты концепции устойчивого развития

Гюзелла Николайшвили, 

доцент НИУ ВШЭ, 

директор АНО «Лаборатория социальной рекламы», 

Президент  международного фестиваля

 социальной рекламы LIME

Дмитрий Белковский, 

корреспондент интернет-издания SLON.ru

 

Коммуникационные проекты

 концепции устойчивого развития

Относительно недавно представители бизнеса и научного сообщества задумались о месте и необходимости бизнеса в концепции устойчивого развития. В 2009 году группа сотрудников MIT Sloan Management Review совместно с командой Boston Consulting Group исследовали, как необходимость решать вопросы устойчивого развития влияет на бизнес. За время научных изысканий был проведен опрос порядка 1500 CEO крупных компаний, а также 50 крупных руководителей, известных осведомленностью в вопросах устойчивого развития. 

Результаты исследования оказались неоднозначными: многие компании по-разному понимали проблему устойчивости, делая акцент на отдельных проблемах, а не на их комплексе в целом. Разногласия у респондентов возникли и в вопросах, касающихся основных движущих сил, обеспечивающих внимание к вопросам устойчивости со стороны бизнеса: большинство опрошенных CEO назвали основными движущими силами государственное законодательство, заинтересованность потребителей в устойчивом развитии бизнеса и потенциальное улучшение имиджа компании. Однако руководители, знакомые с проблемой устойчивости, обозначили данные факторы как вторичные, посчитав, что ключевыми факторами для формирования устойчивой повестки в бизнесе выступают климатические изменения и широкие конкурентные преимущества и возможности, реализуемые при должной вовлеченности в решения проблем устойчивости. 

В 2015 году 193 страны приняли «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года», которая включает 17 глобальных целей устойчивого развития. Однако тесная взаимосвязь бизнеса и понятия “устойчивости” существовала за много лет до этого события, хотя и не была четко регламентирована и относилась, скорее, к полю корпоративной социальной ответственности.  

При этом большинство респондентов признавало благоприятный эффект для бизнеса при согласовании работы компании с принципами устойчивости:

  • Грамотное и экономичное распоряжение ресурсами позволит компаниям в меньшей степени зависеть от перепадов цен;
  • Правительства большинства стран все больше поддерживают курс на устойчивое развитие, так что компании, работающим по принципам устойчивости, будет легче подстраиваться под изменения в законодательстве;
  • Заинтересованность клиентов, акционеров и фондовых рынков в устойчивости бизнеса, которая служит одним из критериев оценки компаний при принятии решений об инвестициях;
  • Ранее принятие принципов устойчивости позволит компании занять более выгодное положение по отношению к конкурентам, которые не успели сформировать позицию по устойчивому развитию.

  

Сбербанк: «Видеть невидимое»

(в рамках ЦУР № 17 – «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития»)

В 2016 году в Международный день слепых Сбербанк, известный своей сформированной позицией по устойчивому развитию, запустил кампанию под названием «Видеть невидимое», которая представляла ряд художественных выставок для незрячих и слабовидящих людей. На выставках были представлены шедевры мировой живописи на тактильных полотнах. Также к каждой картине прилагались буклеты с ее детальным описанием на языке Брайля и аудиогиды, что помогло особенным посетителям полнее воспринимать выставленные работы. Как заявлял Сбербанк, цель данной акции — сделать искусство доступным каждому. Акция стартовала первоначально в  ГМИИ им. А.С. Пушкина

Однако не стоит опускать факт того, что в перспективе кампания многократно окупилась, увеличив уровень популярности и улучшим имидж банка. Проект стал победителем в номинации КСО на Восьмом международном фестивале социальной рекламы LIME в мае 2018 г.

 

Норильский никель

(в рамках ЦУР № 11 – «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов»)

Особое место среди коммуникационных проектов бизнеса занимают урбанистические проекты, где заботятся о пространстве города, его современном духе, о городских сообществах   и его атмосфере.  Такие проекты свойственны добывающим компаниям, для которых благоустройство и инфраструктура территории стратегически важны. Первостепенная задача таких проектов – уменьшение миграции населения, удержание его на рабочих местах в градообразующих предприятиях. Не так давно бизнес стал думать  не только  о бытовом, но и о психологическом комфорте жителей городов. Стали возникать глобальные арт-проекты, подобно знаменитому «Арт-оврагу». Уже семь лет фестиваль «Арт-Овраг»   пробует вернуть жизнь в моногород Выкса Нижегородской области. Приглашая известных кураторов и художников, организаторам удалось построить 85 арт-объектов и 7 арт-дворов. Создатели «Арт-Оврага» выпустили методичку «Создай свой город», чтобы любой мог перенять их опыт, а Strelka Mag провёл собственную ревизию фестиваля и узнал, как организаторы помогают заводчанам полюбить стрит-арт, а за ним и родной город. Организаторы проекта – Объединенная металлургическая компания (АО «ОМК») и благотворительный фонд «ОМК-Участие». Другая стратегия корпоративных социальных проектов крупного бизнеса –  развитие социального предпринимательства, проведение конкурсов грантов на развитие малого бизнеса на территориях присутствия. 

Третья, самая распространенная стратегия – благоустройство моногородов. Эта стратегия более свойственна большим металлургическим концернам, таким как «Норильский никель». 

Снимок экрана 2020-07-08 в 16.05.37.png

Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/3v1S/42hhWCLMp

 

Samsung: “Nanum Village”. 

(в рамках ЦУР № 1 – «Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах»)

Проект “Nanum Village” Samsung — одна из крупнейших кампаний по борьбе с нищетой и созданию инфраструктуры для благоприятной жизни в малообеспеченных и неимущих регионах. Программа акцентируется на улучшении социальную инфраструктуры при помощи сотрудничества с местными властями, а также активно вовлекает сотрудников в развитие отдельных сообществ. Также компания заботится и об экологической обстановке — почти вся инфраструктура, будь то медицинские центры или же учебные заведения, работают на солнечных батареях. 

Снимок экрана 2020-07-08 в 16.11.46.png

Ссылка: https://www.samsung.com/ru/aboutsamsung/sustainability/corporate-citizenship/employment-and-community/nanum-village/

 

Билайн: «Билайн AI — Поиск людей»

(в рамках ЦУР № 17 – «Укрепление средств достижения устойчивого развития и активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития) 

Больше 120 000 людей ежегодно пропадают в России без вести. Осознание этой проблемы сподвигло Билайн и поисково-спасательное движение "Лиза Алерт" разработать специальный искусственный интеллект для поиска пропавших без вести людей. С помощью дрона, который создает обширную и детальную карту местности, нейросеть сканирует полученную на предмет наличия на ней человека. Андрей Быкасов, Вице-президент по коммуникациям и устойчивому развитию Билайн, объяснил инициативу компании тем, что «открытость и готовность реагировать на запросы общества являются залогом успешности и конкурентоспособности для любой компании». Впоследствии «Beeline AI — Поиск людей» стал победителем в номинации Best Mobile Operator Service For Consumers на конкурсеGSMA Global Mobile Awards 2020. Проект стал победителем в номинации КСО на Девятоммеждународном фестивале социальной рекламы LIME в апреле 2019 г. 


Но, несмотря на понимание положительных эффектов и пользы участия в устойчивом развитии, многие компании либо не действуют достаточно решительно, либо их ждет неудача на уровне исполнения. Причин такому положению дел несколько: 

  • Большинство компаний не имеют четкого представления о проблеме устойчивости и ее значении с точки зрения организации;
  • Компаниям не удается подобрать аргументы (в терминах активов, затрат и прибыли), чтобы включить устойчивость в свою деятельность;
  • Сбои на этапе реализации политики устойчивого развития. 

Только лишь в 2015 году, когда была утверждена «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», большое количество компаний всерьез восприняли концепцию устойчивого развития и предприняли попытки работать в соответствующем направлении. 

В России концепция устойчивого развития на государственном уровне была принята в апреле 2020 г.  

Говоря об эффекте кампаний по устойчивому развитию, нельзя не разделить их влияния на локальный и глобальный уровень воздействия. 

На локальном уровне подобные акции, как мы уже продемонстрировали, могут благоприятно сказаться на жизни людей или же вовсе стать источником их спасения, что, в свою очередь, создает позитивную репутацию и имидж организации. Подобные изменения также влияют на рынок в целом, так как создают новый критерий в рамках конкуренции, заставляя и другие компании брать во внимание концепцию устойчивого развития.

Если же рассматривать влияние проектов по устойчивому развитию на одноименную концепцию на глобальном уровне, то стоит отметить, что помимо очевидной популяризации и следования целям устойчивого развития, компании могут задать тенденции в рамках достижения определенных задач УР (на примере Samsung). Не стоит забывать и то, что, создавая спрос на политику устойчивого развития, крупные бизнесы могут существенно повлиять на законодательные нормы, касающихся проблем устойчивого развития.

 

Некоторые выводы

Итак, какие коммуникации, какие социальные медиапроекты наиболее необходимы сейчас как проекты, инициированные бизнесом? 

1. Безусловно, это интегрированные социальные проекты. Вы можете создать ошеломляющий видеоролик, о котором заговорит весь мир. На два дня. Потом самое сильное впечатление будет смыто новыми информационными масс-медиа бурями, и послание видеоролика забудется. Таков закон современного информационного поля и ресурсов нашей эмоциональной памяти. 

Запоминаются системные коммуникации, которые разговаривают с вами через разные носители. Известно, что разные люди по-разному реагируют на тот или иной вид коммуникации. Визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы – сейчас уже не так часто упоминают эти психотипы, но степень запоминаемости и реагирования на информацию у всех у них действительно разная. Чтобы ваше социальное послание пробилось через плотный пласт информационного давления, вам нужно распространить ваше послание через комплекс коммуникаций, среди которых могут быть как традиционные – видео, аудио, принт, так и инновационные – такие как нативная реклама, продвижение в социальных сетях, форматы дополненной и виртуальной реальности и глобальные киноформаты. 

 

2. Создание высокотехнологичных проектов, которые не могут позволить себе некоммерческие и даже государственные организации. Проекты, использующие технологии нейромаркетинга, или говорящие языком возможного будущего – виртуальной или дополненной реальности – по-иному решают социальные проблемы, привлекают к ним больше внимания, делают их более запоминаемыми, а главное – решают проблемы людей с ограниченными возможностями. Так, благодаря виртуальному приложению люди с инвалидностью могут побывать на вершине Эвереста в VR-очках, а слабовидящие и слабослышащие люли - получить своего «переводчика»   – как в проекте «Офтальмологический симулятор See my world», созданный АНО «Лаборатория сервис-тех» в партнерстве с фондом Сколково. 

Снимок экрана 2020-07-08 в 16.15.43.png

Ссылка:   https://welcome.limefestival.ru/application/ar-vr-373

А VR-проект «Уроки Аушвица», инициированный медиабизнесом – отделом спецпроектов телеканала Russia Today в партнерстве с VR-агентствами,  безусловно, дает возможность продолжить связь поколений, связь с историей, которая так необходима современному поколению школьников.


3. На данном этапе самым логичным поведением бизнеса в выборе стратегии социальных проектов было бы классификация бизнеса по целям устойчивого развития и системное решение 17 целей устойчивого развития в течение следующего десятилетия. 

Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку