Ситуация развития социальной рекламы
Владимир Вайнер
Креативный директор Центра рекламных исследований "Grand Prix"
Тезисы доклада в рамках сессии «Социальная реклама» в рамках VII ежегодной конференции «Благотворительность в России» (март, 2011)
Саморегулирование
1. Рекламный рынок: внешнего контроля нет, самоконтроль отсутствует, в результате – информационное насилие
- Для рекламных агентств социальная реклама полигон для фестивального креатива и обучения молодежи
- Рекламным агентствам не нужно решение проблем – им нужен рейтинг креативности АКАР, позволяющий попасть в тендеры ведущих рекламодателей
- Именно это заставляет рекламные агентства убеждать клиентов – государство и НКО – в необходимости резких, часто асоциальных, жестоких, кровавых решений
- Существующая ситуация с рейтингами креативности обеспечивает интерес агентств к социальной рекламе только при гарантии свободного творчества, но не решения социальной задачи
- Это приводит к риску провокаций и создания широких социальных проблем и волнений на основе непрофессиональных решений – таких как проект «Всё равно» - подтолкнувший социальную рекламу к пропасти возникновения цензуры и продемострировавший полную безответственность рекламной отрасли, когда New Outdoor, ADV на основе креатива Lowe Adventa показали, как можно использовать детей в качестве пепельниц.
Таким образом, рекламный рынок не заинтересован в саморегулировании рынка, хотя активно создает все новые и новые структуры по регулированию – от усопшего союза создателей социальной рекламы до различных комиссий при органах власти и профобъединениях, таких как АКАР.
- Наиболее ярко недееспособность рекламной отрасли проявилась в проекте «Все равно?!», когда ведущие компании рекламного рынка сначала разместили на огромной территории тысячи плакатов, а потом не смогли справится с вспыхнувшей общественной реакцией, даже отказываясь от собственных заявлений и писем, сделанных тем или иным сотрудником от имени компании.
2. Некоммерческие организации не берут ответственность за собственные заказы на разработку рекламы, оставаясь в позиции жертв и просителей, благодарных любой «pro-bono-халтуре» от рекламного агентства
- Минимум НКО при разработке рекламы работает с брифом и предъявляет все необходимые требования к рекламе
- Соответственно еще меньше НКО успешно размещает рекламу в запланированных СМИ, получив неадекватный, но очень креативный продукт от рекламных агентств
- В попытках саморегулирования уже появились проекты регулирования размещения рекламы одних НКО другими НКО, что создает условия для стагнации развития рынка и перманентных конфликтных ситуаций между НКО и СМИ.
- Именно таким потенциалом обладает программа «Социальные медиа» от CAF. Так же этот проект не предполагает позиции НКО как заказчика, с оценкой и корректировкой рекламы по итогам тестирований.
- Коалиция НКО за социальную рекламу за 2009-2010 год обеспечила поддержку ряда важных законотворческих инициатив, но не выходит пока с предложениями по саморегулированию рынка, оставляя эту функцию открытой для новых авантюр рекламных агентств и внедрения контроля государства
3. Государство при разработке социальной рекламы - активно поддерживает четыре идеи:
- Социальная реклама от государства должна брать лучшие позиции в СМИ
- Социальная реклама должна размещаться за деньги, и чем большие, тем лучше
- Эффективность социальной рекламы лучше не измерять – так остается больше условий для коррупции при проведении конкурсов и формальной отчетности по их результатам
- Социальная реклама от государства строится по принципу «продвижения проблем» - через усиление и укрепление социальных проблем, создания новых проблем для новой будущей рекламы.
В результате, реклама от государства стремится бить и убивать в телевизионной рекламе ГИБДД на национальных каналах, насиловать рекламой наркоконтроля в Красноярске, оскорблять чувства миллионов в рекламе «не донор – значит не человек» через резкие и асоциальные рекламные сообщения, созданные в рамках тендеров рекламными агентствами без фиксации реальных результатов и изменений в представлениях, отношениях и поведении аудитории по отношению к решаемой проблеме.
Государственная социальная реклама по факту - бесконтрольная и безответственная, как по содержанию, так и по финансам, постоянно проявляясь коррупционными тендерами и креативом, разжигающим еще большие социальные проблемы.
В этой ситуации бизнес, принимая решение включится в развитие социальной рекламы оказывается либо в позиции НКО, как вторичного игрока после государства, либо в обычной позиции коммерческого заказчика разработки и размещения рекламы. При этом подход к рекламе у исполнителей уже не меняется, сохраняя установку на псевдо-решения.
4. Как ни странно, но реальными регуляторами рынка выступают СМИ – отказываясь размещать провоцирующую насилие и психические расстройства рекламу ГИБДД в теле и радиоэфире, отказывающееся размещать фестивальное творчество агентств на страницах печатных СМИ, и принимающих рекламу общественных организаций и информационных кампаний, таких как WWF, Перспектива, Фокус-Медиа, «Так просто» на поверхностях свето-диодных экранов и билбордов.
Чем такая ситуация грозит развитию благотворительности в России? Т.е. в первую очередь НКО?
- Благодаря позиции «просителей» - НКО – расцвет халтуры от рекламных агентств, позволяющей плевать на все профессиональные нормы создания рекламного продукта
- Благодаря рекламным агентствам – создание неадекватных социальным проблемам фестивальных ярких или жестких решений
- Благодаря государству – невозможность размещения социальной рекламы в СМИ без государственного же бюджета
- Благодаря общей идее не оценивать эффективность – выхолащивание содержания создаваемой социальной рекламы, отсутствие результата, кроме создания новых социальных проблем – как побочного эффекта неадекватной рекламы.
Признак развития социальной рекламы –
Развитие ответственного отношения НКО к своим коммуникационным активностям:
- Подготовка НКО брифов для РА – с жесткими требованиями по форме и содержанию заказываемого, пусть и бесплатно продукта
- Анализ и фиксация ситуации до начала и по итогам реализации информационной кампании
- Тестирование рекламных продуктов в целевой аудитории с корректировкой материалов до старта кампании
- Учет формата и требований СМИ при постановке задачи агентству и разработке рекламных материалов
- Мониторинг и оперативное реагирование на мнение аудиторий, вовлеченных в информационную кампанию
- Прозрачность для аудитории целей и задач, заказчика кампании и отчетность, включая финансовую, по проведенным кампаниям и достигнутым изменениям
P.S.
На нашей секции прозвучали и другие мнения –
Вот некоторые тезисы:
Нюта Федермессер, президент, благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» - «В первую очередь важно то, что сообщается, а не то, как сообщается»
Максим Ткачев, управляющий директор News Outdoor – «Если при тысяче детей перестанут курить, то дискомфорт миллионов людей оправдан»
Юлия Манько, директор по корпоративным коммуникациям Leo Burnett Group Russia – «Страшилки – это уже антитренд»
ФИО эксперта:
Владимир Вайнер
Должность эксперта:
Креативный директор Центра рекламных исследований "Grand Prix"