Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




/upload/iblock/2f4/scfwoigrs.jpeg Г. Николайшвили и В. Вайнер о фестивале "Отношение" 2012, о победе ролика политической пропаганды

Комментарий Гюзеллы Николайшвили, руководителя проекта "Социальная реклама. ру", доцента НИУ Высшая школа экономики", канд. полит. наук:

"Неделю назад состоялось подведение итогов и церемония награждения фестиваля "Отношение" (г. Орел). Сам фестиваль - явление очень важное для региона, которое молодые организаторы фестиваля проводят уже в третий раз. Я как эксперт и член жюри с интересом слежу за развитием фестиваля и за уровнем представленных работ. Тем более интересно было сравнить этот фестиваль с фестивалями и конкурсами других регионов, на которых я уже успела поработать в этом году.

 
 

Порадовали география и уровень работ в номинации "Видеореклама", представленных на "Отношении", так как это самая сложная номинация для участников. В Орле были представлены свежие "незамыленные" на других фестивалях работы высокого качества, и их было много. Своими соображениями я поделилась с журналистами телепрограммы "Первые новости", поздравив организаторов перед началом церемонии награждения с таким быстрым и качественным продвижением.

Церемония награждения победителей принесла множество сюрпризов. Оговорюсь - сама система оценки работ на этом фестивале была дистанционной, и члены жюри заранее выслали оценочные листы, не принимая участие в обсуждении работ и в итоговом решении о награждении. О победителях я узнала на самом награждении и хочу подчеркнуть, что почти со всеми решениями я как член жюри и эксперт, создавший в России теорию социальной рекламы, не согласна. Самые неожиданные решения, на мой взгляд, были приняты в отношении видеороликов - призовые места получили одни из самых средних роликов, а сильные эффективные необычные работы остались "за кадром".

А дальше было объявлено о награждении гран-при, которое потом организаторы назвали "спецпризом" - в течение трех минут на экране демонстрировался ролик с фигурой статуи Свободы, которая держит на цепи маску кинофильма "Крик", с ее помощью, "пожирающую" все проявления "американизма" в нашей жизни. Авторы ролика гордо прокомментировали саму идею, выступив такими "отрядами зачистки"всего американского. Оставив в стороне крайне низкую художественную и профессиональную сторону этого ролика, ужасает само клише, которое уверенно и изобретательно представлено на экране. Это мое личное мнение, хотя мнение моих коллег-экспертов и членов жюри не многим от него отличается. Небольшое расследование об истории происхождения идеи ролика и сам посыл довольно быстро привело на Селигер-2011 и к его заказчику - Василию Якименко.

Конечно, никакого отношения к социальной рекламе этот ролик не имеет, это традиционный политический пропагандистский продукт. Как получилось, что он не просто попал на фестиваль, но еще оказался в числе победителей?

Я думаю есть несколько причин:

Во-первых, дистанционная система оценки роликов, которая опасна невозможностью отстоять и обосновать свою позицию. Необходимо продумать возможность очного подведения итогов жюри, хотя бы в режиме видеоконференции.

Во-вторых, преобладание в обществе мимикрированных под социальный формат политических продуктов, особенно в последние полгода сезона избирательного цикла.

В-третьих, недостаток у региональных коллег информации об уровне и тренде фестивального качества и тематики движения социальной рекламы в России. При этом хочу подчеркнуть, что информационных ресурсов для повышения знания в этой области сейчас достаточно - это и "Социальная реклама.ру", и"1soc.ru", и ADME дают большое количество компетентной информации. И эксперты фестиваля "Отношение" неоднократно приезжали, безвозмездно, с мастер-классами в фестивальную Школу рекламы.

Думаю, что сейчас самая большая опасность для развития социальной рекламы в России - это ее сползание в формат пропаганды, что часто требуют заказчики из государственных структур.

Хочется надеяться, что с помощью развития фестивального движения и повышения уровня образованности участников процесса повышения качества социальной рекламы таких прецедентов на фестивалях больше не будет".


Комментарий члена жюри фестиваля "Отношение" Владимира Вайнера:

"Орловский фестиваль социальной рекламы "Отношение" прошел в 2012 году уже в третий раз. И если первые два года фестиваль имел положительную динамику работ, их качества и сохранял чистоту жанра - в финал выходили только работы социальной рекламы, то в этом году, к сожалению, одно из ключевых мест, причем не зависимо от официального жюри фестиваля, было отдано политической рекламе. 


В номинации "Спецприз генерального спонсора", победила работа, направленная на разжигание национальной розни и формирование образа внешнего врага в лице США. Остроту этому придало еще и то, что спонсором была также компания с иностранным капиталом - шведская компании Tele2. Таким образом, в следующем году фестиваль можно смело называть международным.

Как член жюри фестиваля я очень надеюсь, что в будущем, в финалисты и победители фестивалей социальной рекламы не будут попадать работы, создающие и усиливающие социальные проблемы между людьми, что организаторы фестивалей, и в данном случае, фестиваля "Отношение", будут проводить отбор работ, отсеивая на этапе попадания работ в шорт-лист.

Вариантов такого отсева может быть много - например, подтверждение, что социальная реклама выполнена для размещения в местных СМИ по заказу реально действующей некоммерческой организации или, что реклама прошла тестирование и участник предоставляет данные по ее эффективности и т.д. 

В Орле много студентов, получающих художественное и дизайнерское, рекламное образование. Фестиваль "Отношение" им необходим, но его эффективность зависит об того, насколько студенты создают дееспособные и конкурентоспособные работы для реального рынка и НКО - поэтому, так же будет большим плюсом подбор в течение года брифов от администрации и местных НКО для проведения содержательной и общественно-значимой конкурсной программы фестиваля".


:


Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку

Меню

 

Другие интервью

 

глоссарий

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru