Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru


/upload/iblock/407/mzlzhjfsi.jpg "Персона грата": Дарья Халтурина. О Коне-Долбаке

Ведущий - Виталий Ушканов.   

Смешно признаться, но одно из самых ярких, хотя и негативных впечатлений в уходящем году на меня произвёл антитабачный герой, который был рождён в недрах Минздравсоцразвития. Да простят меня утончённые барышни и рафинированные интеллигенты, но зовут его Конь Долбак. Сие имя он получил оттого, что каждому встречному-поперечному пытается вдолбить в голову идею об опасности курения. Вид коня примерно соответствует его имени. Что касается продуктивности его усилий, то, мне кажется, они оказывают обратный эффект, как впрочем и многое из того, что государевы люди в рабочее время в России придумывают.   

Гость программы - сопредседатель Российской антитабачной коалиции, историк, антрополог Дарья Халтурина.  

- Нет ли у Вас ощущения, что всеми этими "конями" и антитабачными частушками на телевидении, в целом бесталанной социальной рекламой и суетой, мы не столько боремся с курением, сколько маскируем своё желание с ним бороться?   

ХАЛТУРИНА: Есть разные подходы к социальной рекламе. Лично я на основе многочисленных исследований считаю, что лучше всего действует правда. Это подтверждено многочисленными фокус-группами в разных странах, в том числе и в России. На тех, кто курит и тех, кто хочет закурить, лучше всего действует показ реальных последствий курения для организма, которые страшны. В этом сейчас нет никаких сомнений у реальных людей, которые либо сами пострадали от курения, либо от того, что заболели их близкие.  

- Я, кстати, вспомнил, что в прошлый четверг в Москве чиновникам вручали первую антипремию "Стеклянный болт-2011" за их "креативные", крайне сомнительные решения. Мне кажется, что Конь Долбак не вредный, но и пользы от него никакой. А реальные действия в уходящем году власть и заинтересованная общественность предпринимали в борьбе с курением? Если да, то что конкретно?  

ХАЛТУРИНА: В этом году власть предприняла-таки реальные действия, направленные на борьбу с курением, по крайней мере, начала их предпринимать. Мы долгие годы обвиняли власть в бездействии. Прежде всего, действия сказались на сокращении распространённости курения, то есть процента курящих людей (взрослых, подростков).   На них влияют только пять вещей: акцизы на табак, цены на табак, полный запрет рекламы, а также любых видов стимулирования наподобие конкурсов, запрет на курение в закрытых общественных помещениях, которое снижает количество как самих курящих, так и тех, кто ощущает на себе последствия курения для здоровья; размещение жёстких и натуралистичных антитабачных предупреждений на пачках сигарет, а также правдивая реклама в таком же духе с демонстрацией реальных последствий курения.   К акцизам я хотела бы вернуться позже, там ситуация скорее грустная, чем хорошая. Но по остальным направлениям продвижения начались. 

Во-первых, Минздравсоцразвития в этом году внесло крупный законопроект, который должен покрыть все аспекты борьбы с табаком. В норме обычно страны идут чуть-чуть другим путём, они антитабачные меры вводят по одному, у нас не так. Дело в том, что табачная индустрия отлоббировала все каналы влияния, и единственным путём начать борьбу с табаком стало внесение целостного законопроекта, как это сделал Минздрав. Я не хотела бы вдаваться в детали, потому что это несколько конфиденциальная информация, но сейчас такой законопроект – единственно верный путь.  Данный проект включает в себя ряд мер. Это поэтапный, но, всё-таки, полный запрет курения в закрытых общественных помещениях, полный запрет рекламы во всех её формах, запрет курения на телевидении. Более того, будет введена система электронного отслеживания табачной продукции с целью предотвращения контрабанды, и ещё много других разнообразных мер по борьбе с табаком.   

- Что означает запрет курения в рамках телевидения? То есть в каких-то фильмах и передачах нельзя будет показывать курящего человека?   

ХАЛТУРИНА: В общем-то, да. У нас сейчас какая ситуация - табачные компании скидываются и оплачивают производителям сериалов категорийную рекламу продукта, то есть в ней нет конкретного наименования. Всего у нас 4 крупных табачных компании, которые доминируют на рынке, им несложно договориться, как я догадываюсь. Естественно, у нас нет таких контрактов, иначе у производителей были бы большие проблемы.   Приведём в пример один из популярных сериалов о молодых врачах, который идёт на канале, который смотрит, в основном, молодёжь. В нём 15% времени от серии занимает курение, что фальсифицирует реальность. В приёмных покоях и в операционных врачи не курят – этого не существует. Это - фальсификация реальности либо с целью бездарной глупости, либо с целью пропаганды курения. Одно из двух.   Речь идёт о существенном ограничении, если не исчезновении, курения на экранах. Посмотрим, устоит ли этот законопроект, потому что пока он только начинает согласовываться... 


Авторы/Источник: Радио России


Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку

Меню

 

Другие интервью

 

глоссарий

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru