Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




/upload/iblock/dc6/eitywwrc pxgrqskzsxb.jpg Социально ответственные СМИ

Светлана Максимченко, главный редактор газеты «Акция»

Конференция эфективности социальной рекламы в России», 2009, www.esarussia.ru

Хочу начать издалека, с того времени, когда мне было 14 лет и я увидела ролик «Гринпис». Это был ролик о том, как убивают бельков. Он произвел на меня неизгладимое впечатление, после чего я долгое время серьезно планировала стать биологом, экологом и спасать бельков от злых людей. Экологом я не стала, стала журналистом, в настоящий момент являюсь главным редактором газеты «Акция». Тем не менее, спустя 10 лет мы опубликовали колонку о спасении бельков, поддерживали акцию активистов, благодаря действиям которых промысел в Архангельской области был запрещен. Надеюсь, что вследствие нашей поддержки больше людей узнали о данной проблеме.

В теорию углубляться не буду, скажу только о том, что я верю в теорию о социальноответственных СМИ, то есть в то, что СМИ должны не только развлекать, информировать и продавать, они, в первую очередь, обязаны служить площадкой для общественного диалога, поднимать проблемы. И, безусловно, каждый человек, идущий в журналистику, должен обладать острым чувством социальной справедливости, социальной ответственности.

Я расскажу вкратце, что делаем мы и что делают другие издания по всему миру.

В нашей газете существует рубрика «Акция», где мы поддерживаем благотворительные, социальные, общественно-политические акции, и всегда благодарны, когда кто-нибудь нам о них сообщает. Мы рассказываем о том, как можно помочь устроить, например, новогодний праздник для людей, у которых этого праздника может не быть – для бездомных, престарелых, детей в больницах и так далее. Также мы рассказываем о геноциде и межнациональных конфликтах, пишем о том, как каждый человек может помочь в разрешении конфликтов.

Но, конечно, на мой взгляд, самое главное в социальной ответственности СМИ – не только поднимать эти проблемы и писать о теме, но и привлекать внимание людей, мотивировать их к самостоятельным действиям. Мы должны подавать пример.

Например, 2 года назад, когда мы готовили номер про акции, мы рассказывали о том, как можно организовать свою акцию, будь она общественная, политическая или благотворительная, для этого есть несколько несложных правил. В качестве примера мы провели собственную акцию, в рамках которой кормили бездомных людей ресторанной едой. Как известно, рестораны вечером должны выбрасывать еду, в соответствии с санитарными нормами. Мы собрали с нескольких ресторанов еду и всей редакцией выехали на площадь трех вокзалов, накормили там порядка 40 бездомных людей. И на меня это произвело сильнейшее впечатление – то, как мы на протяжении недели кормили этих людей, то, как они реагировали, как мы с ними общались.

Далее мы неоднократно поднимали экологическую тему. Как-то мы делали номер об изменении климата и о том, как каждый читатель может помочь экологии, не вредя ей. Скоро, 24 октября, будет глобальная экологическая акция, в которой мы тоже будем принимать участие, организуем собственную акцию совместно с экологами.

Также мы делали номер про инвалидов. Мы попросили нашего журналиста сесть в коляску и проделать то, что ежедневно совершает человек в инвалидной коляске. Естественно, у журналиста это плохо получилось, потому что даже в метро он столкнулся с массой трудностей и препятствий. У нас был и репортаж, и телерепортаж.

Здесь я хочу вспомнить еще одно издание – «Большой Город», который недавно подготовил номер про инвалидов, пригласил известных людей и попросил их проехаться на колясках по городу. Акция получила большой резонанс.

Большие молодцы газета «Коммерсант», которые создали Российский фонд помощи и уже 13 лет помогают детям, собирают для них пожертвования. Собрали более 33 миллионов долларов.

По региональной прессе – например, в городе Бердске газета «Курьер» делает совершенно невероятные вещи, каждый год проводит общественный контроль дорог. Они просят читателей присылать фотографии и сообщения о том, где не ремонтируются дороги, на которые был выделен бюджет. Эта акция довольно эффективна, они действительно повлияли на ситуацию с городскими коммунальными службами.

Липецкая газета ищет детям приемных родителей. Вообще, существует целое множество региональных газет, помогающих детским домам, собирающих деньги на благотворительность.

Прекрасная газета в Намибии. Она помогает с образованием детям из сел, в частности, недавно был выпущен номер с таблицей умножения и еще какими-то полезными вещами для маленьких детей.

Самый мой любимый пример, напоследок, – это кампания очень известной польской газеты Gazeta Wyborcza, кампания по спасению реки Распуда. Это река, которую хотели подпортить, проложив магистраль (как у нас это делают с химкинским лесом). Только, в отличие от здешних, польские масс-медиа не оставили эту проблему – они развернули огромную информационную кампанию на всю страну по спасению реки: создали блог и послали в долину корреспондента, который ежедневно сообщал в блоге новости; организовали лагерь волонтеров, которые скандировали, что нужно спасти реку; выпустили бесплатный номер газеты, полностью посвященный этой проблеме; развернули широкую интернет-активность; вырезали специальные зеленые ленточки, которые раздавали всем на улице. Благодаря этой кампании и, во многом, благодаря Gazeta Wyborcza Европейская комиссия запретила польскому правительству прокладывать шоссе. Мне кажется, именно такими должны быть социальноответственные СМИ, они должны вовлекать читателей в проблемы и стараться решить их совместно с читателями. Например, в результате данной акции более 160 тысяч человек подписали обращение к президенту Польши с просьбой остановить вредоносный проект.

И последнее: на самом деле, СМИ не могут быть не социальноответственными. Каждая фотография, каждое слово, каждая фраза – все может повлиять. В нашей стране, возможно, не сможет повлиять на государство, на снятие министров с постов, но это может повлиять на отдельного человека, который окажется в состоянии спасти бельков.


Авторы/Источник: www.esarussia.ru


Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку

Меню

 

Другие интервью

 

глоссарий

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru