Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru




/upload/iblock/c79/Dvorko.jpg Значение социальной рекламы в формировании гражданского общества

«Значение социальной рекламы в формировании гражданского общества»

Сегодня сложно переоценить значение социальной рекламы в жизни современного общества. Этот универсальный и лаконичный инструмент информационной работы окружает нас со всех сторон. Часто мы не замечаем социальной рекламы и даже не можем определить принадлежность попавшей к нам информации к сфере социальнозначимой информации. Но стоит сказать, что эти рекламные девизы, приходящие к нам из мира социального служения, даруют нам возможность стать участниками очень важной и необходимой для многих людей работы. Эти лозунги и слоганы, часто вырывая нас из мира суеты и потребительской спешки, вдруг пробуждают наше сострадание и сочувствие к социальным проблемам и «узким» местам человеческой жизни. Эти малозаметные слова и цитаты, рисунки и сюжеты часто побуждают многих из нас к добрым делам и глубоким размышления о качестве своей жизни. Стоит отметить, что социальная информация, во многом скрытая в прессе и телепередачах, по своему существу все также является социальной рекламой, призывающей нас к социальному служению, к вере, к благотворительности и добровольчеству. Именно из подобных нравственных практик социальной рекламы рождается наша гражданская и человеческая позиция. Для более глубокого восприятия аспекта реализации в жизни современного общества социальной рекламы мы должны видеть весь ее потенциал, а не удовлетворяться плакатами и роликами, посвященными исключительно борьбе с наркоманией, СПИДом, а также украшению наших городов к праздничным мероприятиям. Социальная реклама – это один из наиболее активных инструментов быстрого реагирования и целевого воздействия в решении социальных проблем. Часто агитационный материал отделяют от социальной рекламы, что не позволяет многим из нас в этом инструменте информационного воздействия распознать важнейший механизм нравственного воспитания и демократизации общества. Мало того, не стоит забывать, что социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной сфере социальная реклама и социальное участие молодых людей может содействовать решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных сердцах молодых людей и наших детей. Какова их позиция, как она рождается и формируется, что дает им способность стать активными и инициативными? Вот вопросы, которые указывают нам на сферу применения социальной рекламы. Практика показывает, что ответы на подобные вопросы, прежде всего, приходят к людям через личный опыт, через дела и сопереживание. Именно опыт социального участия посредством социальной рекламы может даровать нашим детям способность приобщиться к культуре и духовным истокам культурного и правового мира людей. Особенность социальной рекламы состоит в том, что она требует интерактивности, понимания и сочувствия той проблеме, которую хочет отразить, а главное решить в своем творчестве юный журналист, дизайнер или работник социальной сферы. Именно эта удивительная необходимость изучать и проникать в саму суть проблемы, а именно социальной проблемы, дарует нашим детям настоящее, личное понимание краеугольных камней, возникновения социальных затруднений жизни людей. Таким образом, дети, вставая на сторону борцов и помощников здорового образа жизни, экологического баланса, нравственности и толерантного отношения друг к другу, тем самым уже воспитывают в себе столь сокровенные, но столь необходимые всем нам принципы гуманизма. Именно из подобных изысканий и личного труда каждого человека и особенно ребенка рождается гражданская позиция человека. Именно активная гражданская позиция способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый нами мир во всем мире. На этих столпах можно и должно выстроить свое бытие современное гражданское общество. Единство и перспектива гуманистических целей, нравственность истоков жизни и социальное творчество помогут нам не только преодолеть ряд социальных проблем, но и уверенно шагнуть в наше доброе, позитивное, одухотворенное будущее. Все эти слова бесспорно должны звучать лейтмотивом в социальной рекламе, призывающей нас прекратить распри, оторваться от потребительства и уделить своему гуманистическому началу соответствующее внимание.

Сегодня российское государство вынесло точное определение своего отношения к социальной рекламе. Мы утвердились в том, что социальная реклама стала бюджетной, приравненной к коммерческой рекламе. В этом шаге есть свои положительные и сомнительные стороны. Точное определение механизмов реализации социальной рекламы посредством финансового эквивалента внесло в бюджет всех субъектов государства статью о расходах на социальную рекламу. Тем самым основным заказчиком социальной информации стало государство, так как общественному и некоммерческому сектору подобные расходы сегодня не по карману. Подобная глобализация процесса воспитания гуманистических и нравственных аспектов общества является важным и должным шагом. Теперь перед россиянами встала задача по формированию государственных и общественно-государственных институтов утверждающих нравственные и гуманистические каноны столь необходимые для создания соответствующей социальной рекламы. Нам необходимо коллегиально определилось место общественной инициативы в качестве консультанта и экспертного советника государственной инициативы по формированию и воспитанию гражданского общества. Таков на сегодняшний день облик социальной рекламы и российской демократии. Бесспорно, что подобная ситуация дала толчок к развитию общественной инициативы по созданию новых видов социальных рекламоносителей и даже целевых сетей. Мы видим, что «пионерские» настроения третьего сектора воспринимаются государством с огромным скептицизмом. Это отражает извечную проблему российского законодательства, когда реальные шаги законотворчества опережают осознание тех событий, которые происходят, что рождает мириады вопросов и противоречий. Мы видим необходимость по формированию гражданского, правового государства. Мы ощущаем готовность, общественной инициативы сотрудничать с государственными и политическими силами страны. Практика жизни требует решений и особенно мудрых и своевременных решений в деле создания и ведения воспитания молодых людей. Именно из этих потребностей формируется наше современное и будущее гражданское общество. Социальная реклама – это инструмент. Наедятся на то, что он может что-то сделать за нас без нашего живого участия является заведомой ошибкой. Именно поэтому мы ищем сегодня пути решения этих задач и учимся использовать этот инструмент по назначению с максимальной эффективностью.

Все сказанное имеет самое непосредственное отражение в опыте проведения Общественным Советом по социальной рекламе СЗФО РФ первого Санкт-Петербургского Международного Фестиваля социальной рекламы. В соответствии с положением о Фестивале, номинации конкурсной программы представляют нам весь спектр социальной сферы жизни современного общества. Важным аспектом этой работы стал дифференцированный подход к возрастному цензу участников. Конкурс социальной рекламы прошел отдельно для детей, студентов и взрослых участников. Таким образом, Фестиваль привлек к социальному творчеству самые широкие слои населения. Именно гражданская активность населения и участие людей в жизни общества отражает феномен называемый нами «гражданским обществом». Рассматривая опыт работы Фестиваля, и оценивая состав участников конкурсной программы, мы видим, что социальная реклама стала комплексным уроком воспитания и укрепления гражданской инициативы среди детей, молодежи и взрослых. Особенно важным становится понимание влияния подобных конкурсов социально ответственного творчества на жизнь детей и общества, когда проводятся творческие встречи, и мы слышим переживание и соображения детей о понимании ими гражданского общества и сочувствие реформаторским событиям, происходящим в нашей стране. Оценивая интерес детей, студентов и профессионалов к социальной тематике, мы видим степень востребованности гражданской инициативы молодежью и обществом. Тематика, отраженная в работах детей, раскрывает перед нами уровень подготовки и образования детей в сфере граждановедения, патриотизма и толерантности. Это серьезный и достоверный показатель состояния общественного самосознания. По материалам Фестиваля видно, что большая часть работ детей посвящена охране окружающей среды, воспитанию здорового образа жизни и теме миротворчества. Используя эти работы, мы можем сказать о качестве и глубине мышления детей в сфере гражданского самосознания. Стоит отметить, что Фестиваль в своей работе по формированию критериев отбора работ определил самую важную сторону социальной рекламы. Любая социальная реклама, любая социально значимая информация является механизмом, опирающимся на идеологические принципы. О качестве принципов формирования гражданского общества мы уже говорили – это нравственность, гуманистичность и позитивность. Таким образом, мы видим, что общественно-государственная инициатива в лице Фестиваля точно определила основу формирования социальной рекламы, создаваемой в воспитательных целях. Основным принципом отбора работ Фестиваля стал выбор социальной рекламы только с позитивным, созидательным характером, не несущим критичности и не конструктивного отрицания. Этот «фильтр» дал точную нравственную «установку» о качестве социальной рекламы и мышления ее участников. Гражданское общество, на строительство которого сегодня направлены все усилия России, так же является исключительно позитивным образом. Этот образ формируется из способности каждого человека, каждого гражданина мыслить позитивно, мыслить созидательно, толерантно, из умения самостоятельно проявлять свою гражданскую активность в помощи ближнему своему.

Мы видим, что социальная реклама является важным аспектом и инструментом формирования развитого гражданского общества. Мы видим, что ее место в образовании, в воспитании детей и молодежи, в решении социальных проблем экономического характера – Приоритетных Национальных проектов России, в сфере информатизации и популяризации нравственных устоев общества, в сфере веры и духовно-патриотического воспитания, в сфере экологии и правового образования широких масс населения. Но необходимо понимать, что кроме понимания требуется и соответствующая практика. Сегодня не хватает ресурсов, чтобы дать социальной рекламе проявить себя в должном качественном и количественном образе. Государству и общественной инициативе, прежде всего, сегодня не хватает кадров, не хватает финансовых ресурсов и развитого правового поля, не хватает взаимного уважения и терпимости, во многом все эти благие начинания тормозит отсутствие инициативы на местах, как со стороны общественной инициативы, так и со стороны государства. Социальная реклама готова стать должным инструментом формирования и воспитания гражданского общества, ей нужны силы, средства и должное уважение. В этой работе сложно переоценить значение социальной рекламы, поэтому, определяя по существу, сложившуюся ситуацию общество и государство должны совместно осмыслить раскрывающиеся перед нами перспективы и дать им возможность воплотиться в новое качественное, гражданское, нравственное бытие.

24 мая 2007 года.

Дворко С.Б.

Авторы/Источник: Станислав Дворко


Разместить Распечатать Отправить
Голосовать

Возврат к списку

Меню

 

Другие статьи

 

глоссарий

Ждём ваши новости о социальной рекламе: news@socreklama.ru